Семья и школа- партнёры в воспитании. 1.Теоретическая часть педсовета. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители — один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей. В соответствии с характером влияния родителей на процесс развития детей выделяют следующие типы семей: а) семьи с благоприятной духовно-нравственной атмосферой и ответственным отношением к деятельности по воспитанию и развитию детей; б) семьи с ярко выраженной гиперопекой детей; в) благоприятно-неустойчивые семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания; г) неблагоприятные для формирования личности ребенка семьи, где духовно-нравственные ценности не являются значимыми; д) нейтральный тип семьи, в которой дети предоставлены сами себе; е) криминальный тип семьи. В большинстве семей цели родителей в воспитании детей общие - сделать своего ребёнка счастливым, но методы, применяемые для достижения цели, являются разными. Одни, чтобы сделать ребенка счастливым, заботятся о его всестороннем развитии, тратят время и силы на поиски лучших учителей, чтобы занять сына или дочь музыкой, фигурным катанием, научить иностранному языку, увлечь искусством, приохотить к книгам... В одной семье рос мальчик, им можно было залюбоваться: вежлив, эрудирован, спортивен. А в девятом классе он неожиданно стал резким, нервным. Родители на цыпочках перед ним ходили, думали — пройдет, объясняли: возрастное. А через полтора года юноша глубоко обидел отца и мать. Значит, развитие его оказалось все-таки дисгармоничным. Другие, чтобы сделать ребенка счастливым, пекутся о его самочувствии. Установки этих родителей: пусть играет, сколько хочет, развивается согласно своим наклонностям, поступает как ему вздумается. И в первые годы такой стиль воспитания необъяснимо притягателен: ребенок свободен, раскован, остер на слово, предприимчив. А через какое-то время вседозволенность порождает своенравие. Самостоятельность, не озаренная светом разумности, не подкрепленная потребностью совершать добрые поступки, выводит подростка на опасную грань потребительства. В нем разжигается страсть достижения любых целей любыми средствами. Без труда, без усилий, без напряжения. «Хочу» и «дай» — формулы его бытия. Предвижу вопрос: так что же, и так плохо, и эдак нехорошо? Выходит, всестороннее развитие противоречит гармоничному воспитанию? Отнюдь. Но гармоничное воспитание должно вестись гармоничными же средствами. Основа основ этих средств — бережный подход к растущему человеку, то есть умение взрослых «переключаться» на трепетность детского мировосприятия, приближаться к подлинности детской души. Что это значит? Заметьте, стоит вам только сказать малышу: «Вот видишь, ты ударил куклу, а она и заплакала», как ребенок сразу же «видит» слезинки у резинового человечка, «слышит» всхлипывания игрушечного товарища. Такого рода восприятие — закон детской жизни. Конечно, вопросы сложные. Как подойти к ним? С чего начинать? С заботы о здоровье или занятий искусством, с учения или самообслуживания? Но с чего бы ни начали, важно, чтобы трудовое усилие соединялось с нравственными началами, чтобы любое занятие ребенка вело к формированию гражданственности и. человечности. Нередко родители говорят: — Не слишком ли сложны эти требования для каждой мамы и каждого папы? Так воспитывать детей могут, вероятно, только особо одаренные профессионалы-педагоги? Приобщить родителей к педагогическому творчеству, пробудить в каждом родителе желание развить свой воспитательный талант — это очень важно. А трудно ли это? Совсем нет! Талант великой радости воспитания, приобщения к возвышенным минутам человеческого счастья в самом будничном труде скрыт в каждом. И развернуться может мгновенно, стоит только захотеть, задуматься. Попробуйте-ка проанализировать действия сверстника наших детей и их любимца Тома Сойера, В самую черную минуту отчаяния на него снизошло вдохновение! Вспомните, когда все его друзья шли купаться, а ему надо было красить бесконечно длинный и унылый забор, какая блестящая педагогическая идея пришла ему в голову! — Что, брат, заставили работать? — насмешливо посочувствовал Тому его приятель Бен. Но Том подчеркнуто демонстрировал свое полнейшее безразличие ко всем мирским утехам и необыкновенную, упоенную страсть к порученному делу. Как художник, он водил кистью, отступал назад и любовался творением своих рук. И когда Бен, сначала пораженный, а затем томимый желанием приобщиться к искусству, стал клянчить, Том снизошел: как бы нехотя уступил Бену кисть и ведро с белилами в обмен на сочное яблоко. Юный герой Марка Твена, конечно же, хитрил. Но ведь в его поступке просматривается, как сказал бы современный социолог, неосознанная, неоформленная догадка: чтобы приобщить к неинтересному, казалось бы, безрадостному труду, надо показать наслаждение, какое может доставить этот труд. Наслаждение куда более заманчивое, чем простое пользование такими дарами жизни, как яблоко, солнце, река. Большой знаток людской психологии, Ф. М. Достоевский устами Алеши Карамазова сказал: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». Заботясь о счастье ребенка, надо поставить перед собой в качестве не последней цели, чтобы таких счастливых минут в детстве было как можно больше. Все это не так просто. Практическая «философия жизни» порой опрокидывает теорию, оказывается сильнее научных доводов, опыта человеческой культуры. «Нам в детстве жилось нелегко, — рассуждают некоторые родители", — пусть наши дети не знают перенесенных нами трудностей. Пусть они растут счастливыми». Смысл этих суждений прост: хорошо кормить, хорошо одевать, ни в чем не отказывать. И такая установка на счастье нередко оборачивается бедой и для взрослых, и для детей. Нужно помочь родителям понять: Наука о воспитании — это наука о том, как научить человека быть счастливым. Как-то мне пришлось беседовать с одной крайне огорченной мамой. Она жаловалась: я все дала дочери, что могла, отказывала себе во всем, а в ответ—черная неблагодарность. Почему? За что? Я ответил: да, это несправедливо. Ребенок не должен за счет ущемления близких удовлетворять свои потребности, это губительно скажется на его характере, на личности. В этом вопросе Макаренко был категоричен. Он считал: если родители ходят в кино, шьют прежде всего себе (а потом детям) красивую одежду, работают с интересом, одним словом, счастливы, то их жизнь сама непременно станет условием гармоничного воспитания ребенка. Больше того, самочувствие родителя является, говорил он, одним из основных методов воспитания. «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». Мне нередко возражают: мол, все это хорошо говорить, а как практически поступать? Да так, просто, но твердо и поступать. Когда вы покупаете себе красивую вещь, то видите мелькание завистливых искорок у своего сына. Но и замечаете вместе с тем: ему доставляет радость, что его отец или мать имеет эту вещь. И в его мальчишечьей оценке - «фирменно»- звучит гордость. И она, эта гордость, «побивает» вот эту завистливую искорку. Но непременно нужно при этом говорить, что мы постараемся и ему купить нечто «фирменное». И знаю — он будет ждать, когда что-то будет куплено маме (и он сам будет принимать участие в покупке), а потом уже ему. Такова логика здоровых семейных отношений. Итак, семьи, с которыми нам приходится работать разные. Следовательно, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями. Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание. О методике подготовки и проведения родительских собраний расскажет учитель начальных классов Пономарёва Анализ планов воспитательной деятельности классных руководителей, анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей, злободневность и сложность обсуждаемых проблем. Должно быть правилом и то, чтобы на родительских собраниях не было случаев публичного осуждения родителей за неудачи детей в учебе или нарушения дисциплины. Для обсуждения таких вопросов используются индивидуальные беседы. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности. Одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающихся между учащимися и их родителями, просвещение родителей по данному вопросу, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Для ее решения необходима целенаправленная социально-педагогическая деятельность, включающая следующие формы, приемы и методы: 1) анкетирование и тестирование детей и их родителей; 2) родительские собрания, направленные на повышение уровня знаний родителей о принципах, формах и способах построения в семье отношений, благоприятных для развития ребенка; 3) классные часы, коллективные творческие дела и другие мероприятия с участием пап и мам учеников класса; 4) индивидуальные беседы и педагогические консультации родителей. Изучение планов воспитательной работы и деятельности классных руководителей по их реализации позволяет сделать вывод: хотя для большинства педагогов рассматриваемая проблема и является актуальной, но для ее решения учителя избирают только традиционные пути и методы. II. Проектная часть. 1. Выдвижение проектных идей. Группам учителей предлагается обсудить в течение 10 минут вопрос: «Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя с родителями, направленная на оптимизацию процесса их общения с детьми, стала, более эффективной?» 2. составить перечень новых форм совместной работы педагогов, учащихся и их родителей; 3. Вспомнить или придумать сложную ситуацию во взаимоотношениях родителей и предложить нестандартные способы разрешения проблемы. Огромную трудность в работе классного руководителя составляют неблагополучные семьи. О методах работы с такими семьями расскажет психолог школы Гиззатова Л.А. Недостатки в семейном воспитании ведёт к тому, что количество трудных детей возрастает.(диаграмма).Очень важно найти правильный подход к таким детям и их семьям, объединить усилия семьи и школы в коррекции поведения таких детей. Об этом выступление социального педагога
|