ПРОФИЛАКТИКА Для предотвращения травли в классе
необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их
пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному
руководителю. В первую очередь необходимо учить детей взаимодействовать друг с
другом на переменах. Наибольшие сложности, связанные с детской агрессией,
возникают, если в классе оказывается несколько склонных к агрессивному поведению
детей. Такие дети не умеют играть вместе. Любая совместная игра превращается в
клубок сцепившихся тел. Даже ролевые игры носят деструктивный характер.
Например, дети играют в шпионов, цель которых — разрушить что-то у противника.
Однажды я поспешила разнять третьеклассников, которые тянули своего вопящего
товарища за руки в разные стороны. В ответ на мои просьбы прекратить мучить
одноклассника, ребята меня «успокоили»: «Это мы так шутим». Задача взрослых
— учить детей совместным играм. Современные школьники часто не знают игр,
в которые можно было бы поиграть на перемене или после уроков («Ручеек»,
«Салки», «Бояре», «Светофор», «Летел лебедь», «Коршун и цыплята» и др.). К
сожалению, все чаще мне приходится наблюдать, как на перемене дети собираются
кучкой вокруг счастливого обладателя электронной игрушки, ожидая своей очереди
поиграть. Естественно, ни о какой совместной деятельности тут говорить не
приходится. Также в классе можно читать и обсуждать истории, в которых
звучит тема отвержения («День рождения инфанты» О. Уальда, повести Ю. Яковлева,
В. Крапивина, В. Железникова), обсуждать способы разрешения конфликтов. В
задачу психолога входит взаимодействие с классным руководителем и родителями.
Кроме того, он должен осуществлять сбор информации. С этой целью я наблюдаю за
учащимися на переменах и уроках, в каждом классе регулярно (два раза в год)
провожу социометрический опрос. Наибольшие опасения вызывают дети, не получившие
ни одного выбора вообще, — они составляют группу риска. По желанию классного
руководителя провожу опросы «Идеальный одноклассник» и «Считаете ли вы свой
класс дружным?». Результаты анализируются и обсуждаются с классными
руководителями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССОМ Для преодоления
негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям необходимо «лечить»
весь коллектив. На мой взгляд, основным направлением психологической работы с
недружным классом, группой должны быть мероприятия по развитию терпимости.
Именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в
основе преследования детьми друг друга. Проводя тематические занятия в
классах, я стараюсь вовлекать отвергаемых детей в процесс урока, поощрять их
активность. Подобные занятия позволяют выделить детей, обычно пассивных, не
обращавших на себя внимания, показать с выгодной стороны непопулярного ребенка.
Иногда для непопулярного ребенка именно мои уроки становились первой
возможностью почувствовать себя успешным и значимым. Замкнутый, отвергаемый
не только одноклассниками, но и учителями (хоть и не явно, но ощутимо)
второклассник однажды с искренней радостью бросился мне навстречу: «Посмотрите,
какую игрушку мне подарили!» Он стремился продемонстрировать свой новогодний
подарок именно мне, потому что я не раз приветливо обращалась к нему, встретив
на перемене, и не упускала случая похвалить на своих уроках (хотя он очень редко
давал для этого повод). Я для него стала тем человеком в школе, встреча с
которым доставляет положительные эмоции. Кроме того, подобные занятия дают
возможность приучить класс (группу) работать в команде, находить компромиссы и
быть терпимее друг к другу. Однажды мне пришлось работать с группой
подростков, две трети которой составляли учащиеся одного класса, а остальные
пришли из других школ. Естественно, одноклассники вели себя более раскованно,
перемигивались на занятиях, подначивали друг друга и дружно смеялись над
промахами как «своих», так и «чужих». Но «свои» эти насмешки переносили
спокойно, тогда как ребята из других классов замыкались. Мы (преподаватели) по
мере сил пресекали подобные проявления, старались поддержать остальных
участников. В конце концов одноклассники стали вести себя более сдержанно, а
одиночки освоились, сдружились между собой. Но были в этой группе два брата,
которые с самого начала выбрали позицию шутов. Они постепенно стали объектами
насмешек всей группы. Возможность вместе со всеми посмеяться и поупражняться в
остроумии давала остальным детям ощущение единения с коллективом. Группа
объединилась против братьев, которые сначала охотно подыгрывали ей, давая повод
для очередных насмешек. Но постепенно эта ситуация стала тяготить и самих
братьев. Тем более что одному из них нравилась девочка из группы, но и в ее
глазах он был всего лишь шутом. Преподавателям было очень трудно работать в
группе, где большинство объединилось против двоих, всячески демонстрируя свое
превосходство и подчеркивая их ничтожество. Каждое слово, сказанное братьями,
комментировалось, каждое выполняемое ими упражнение сопровождалось смешками.
Естественно, ни о какой эффективной групповой работе в такой ситуации не могло
быть и речи. Но больше всего нас огорчало то, что братья сами загнали себя в
рамки стереотипного поведения и теперь никак не могли его преодолеть, а вся
групповая сплоченность сводилась к коллективному издевательству над ними. С
классом необходимо было пройти определенную программу — подготовить ребят к
участию в олимпиаде и конкурсу рефератов; организовать подготовку к выступлениям
на КВН и выпускном вечере, — но пока невозможно было представить себе группу в
качестве сплоченной команды на каких-либо мероприятиях. Тогда мы стали четко
планировать каждое занятие и, стараясь не отклоняться от «учебного плана»,
включать в занятия упражнения, помогающие сплотить группу, почувствовать, что
только вместе они могут чего-то добиться, а также упражнения, демонстрирующие
личностные особенности каждого. Мы «разбили» все дружеские компании,
рассаживая ребят так, чтобы они сидели рядом с теми, с кем обычно не общаются.
Особое внимание уделялось разделению группы на команды: мы отслеживали, чтобы
изгои не попадали в одну команду с зачинщиками, но и не позволяли нескольким
зачинщикам оказываться вместе. В процессе обсуждения мы старались отмечать удачи
братьев. Нам удалось преодолеть сложившуюся ситуацию, насмешки постепенно
сошли на нет, ребята стали прислушиваться к тому, что говорят братья, а те
перестали дурачиться. Приведу примеры упражнений для работы с классом
(группой) по определенным темам.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2–3-й класс)
Тема «Мы разные»
«Наблюдательность» Цель: дать детям возможность
проверить свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не
замечают. Двое учащихся (например, те, на кого нечасто обращают внимание в
классе) удаляются на время из поля зрения остальных. Оставшиеся должны как можно
точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос и глаз и т.д.). Все это
записывается, а затем сравнивается с «оригиналом». Психологу важно следить,
чтобы высказывания детей не были обидными для тех, кого описывают. Случалось,
что дети почти ничего не могли вспомнить о своем товарище, настолько мало он их
интересовал. Для ребенка такая «забывчивость» одноклассников может быть весьма
оскорбительна. Избежать неловкости можно с помощью дополнительного упражнения.
Психолог говорит: «К сожалению, вы очень ненаблюдательны. Ответьте-ка, на
сколько ступенек вы поднимаетесь по дороге в класс, какого цвета стены в
коридоре?» и т.д. Ответы следует записать на доске, а затем всем вместе
отправиться проверить правильность сказанного. Ребята отвечают на вопрос: из
чего складывается первое впечатление о человеке? Можно составить вместе с
учащимися на доске памятку со следующими рубриками: внешность (одежда, рост);
голос; взгляд; поведение и поступки; общение (отношение окружающих к ребенку,
его отношение к окружающим); ситуация знакомства (обстановка); речь (что и как
говорится). Желательно каждую запись сопровождать примером.
«Бяка и Бука» Психолог зачитывает стихотворение Б.
Заходера «Бяка и Бука», потом каждый рисует Бяку и Буку, как он себе их
представляет. Затем все меняются листочками. Пытаются посмотреть на Бяку глазами
Буки, а на Буку — глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать
(исходя из обсуждения первого впечатления). Психолог собирает работы и читает их
вслух. Интересное наблюдение: обычно у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и
Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если автор рисунка
изобразил их неагрессивными и симпатичными.
Тема «Мы видим мир по-разному, но между нами много общего»
«Дорисуй полукруг» На доске нарисован полукруг. Ребята
должны представить, на что похож полукруг, и дорисовать его на своих листочках.
Затем ведущий собирает все листочки, а в конце урока дети вместе рассматривают
рисунки и сравнивают, что у кого получилось, выполнив перед этим упражнение «Что
я люблю и что не люблю».
«Что я люблю, что не люблю» Каждый должен решить, что
он больше всего любит и что не любит, и записать на листочке. Затем все по
очереди зачитывают, что написали. А остальные, если согласны с прочитанным,
отмечают у себя на листочке каждое совпадение с ответами одноклассников. Когда
все ребята озвучат свои ответы, каждый считает количество
совпадений. Вывод: «Вас так много, и вы все очень разные, но
большинству из вас нравится и не нравится одно и то же, то есть вы похожи, у
многих из вас общие интересы. А значит, вам будет легко понять друг
друга». После этого психолог предлагает вернуться к предыдущему заданию и
посмотреть, что каждый из детей смог придумать, глядя на полукруг. Обычно
получается очень много разных вариантов рисунков, совпадений мало. На это
следует обратить внимание учащихся. Вывод: «Каждый, глядя на этот
полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого
из вас есть свои представления. Это здорово и очень интересно!»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (5-6-й КЛАСС)
Тема: «Взаимоотношения с окружающими»
«Закончи предложения» Ребятам предлагается закончить
предложения: «Я не люблю, когда мои одноклассники...» «Было бы здорово,
если бы ребята в нашем классе...». Листы разрешается не подписывать. Ведущий
собирает работы и к следующему уроку составляет таблицу ответов, которая
вывешивается в классе. Естественно, в таблице не указывается, кто из ребят что
написал. Можно специально обсудить полученные результаты. Цель упражнения —
побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам,
проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось
изменить.
«Как расположить к себе окружающих» Ведущий напоминает
ребятам о золотом правиле нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой». Далее можно привести примеры из жизни или литературы,
когда определенное поведение героя вызывало соответствующее отношение к нему
окружающих. На доске записываются те приемы, которые, по мнению ребят, помогают
человеку наладить отношения с окружающими (улыбка, спокойный тон, вежливые
слова, знаки внимания и заботы и т.д.).
«Подарок однокласснику» Перед занятием заготавливаются
карточки с именами всех присутствующих в классе. Каждый из учащихся вытягивает
карточку с именем одноклассника (важно проследить, чтобы ребенку не досталось
собственное имя; можно рассчитать так, чтобы определенные имена достались
конкретным людям). Вытянув карточку, ребята смотрят, кто им достался, не
рассказывая об этом окружающим. Затем они должны написать, какое качество
подарили бы доставшемуся им однокласснику, чтобы ему было легче
взаимодействовать с окружающими. Карточки собираются и раздаются адресатам.
Следует проследить, чтобы в записках не было ничего оскорбительного. По желанию
ребята могут сказать, что им подарили и нравится ли им такой подарок. В
небольших группах можно попросить каждого написать, что бы он подарил себе сам,
а потом сравнить с полученными подарками.
Тема «Самооценка и отношение окружающих»
«Рисуем одним карандашом» Все разбиваются на пары. Каждой
паре выдается один лист бумаги (формат А4) и один карандаш или ручка. Каждый из
учеников придумывает, чтобы он хотел нарисовать, но никому не говорит о том, что
задумал. По сигналу ребята вдвоем берутся за карандаш и пытаются нарисовать
задуманное. Разговаривать нельзя. Потом рисунки собираются, и дети вместе
разглядывают их. Можно спросить, что было задумано, довольны ли ребята
результатом. В небольших группах обсуждаются тактика рисования (кто поддался,
кто добился своего, кто нашел компромисс) и ощущения от упражнения.
«Самооценка» Ребята отвечают на вопросы: «Что такое
самооценка? Что на нее влияет?» Психолог подводит итог обсуждению, приводит
примеры. Затем можно перейти к выполнению упражнения. Каждый получает два
листочка, подписывает их, а затем рисует три шкалы. После этого один из
листочков ребята сдают ведущему (он пригодится для следующего упражнения), а на
втором оценивают сами себя по выбранным заранее параметрам (например,
дружелюбие, надежность, жизнерадостность). Лучше предварительно обсудить с
учащимися, что они понимают под выбранными качествами.
«Обратная связь» Раздайте учащимся листочки с именами
одноклассников (надо проследить, чтобы не попался собственный). Задача — оценить
данного одноклассника по тем же трем параметрам (дружелюбие и т.д.). После этого
листочки надо собрать и раздать хозяевам. Пусть дети сравнят, как оценили себя
сами и как их оценил кто-то из одноклассников. Можно обсудить, согласны ли они с
оценкой и почему. Кто кого оценивал, не сообщается.
Марина
КРАВЦОВА |