В помошь учителю [17]
Для родителей [28]
Ученикам [17]
Нормативные документы [12]
ЕГЭ [15]
[2009-03-24]
Воспитание толерантности (1)

[2009-03-24]
Если ребенок не похож на других детей (2)

[2009-03-24]
Дети-изгои. Помощь родителям (0)

[2009-03-24]
Отверженные дети в начальной школе (0)

[2009-03-24]
Дети-изгои. Помощь родителей (0)

[2009-03-24]
Родителям о детской отверженности (0)

[2009-03-24]
Проблема детской отверженности (0)

[2009-02-11]
Перечень вступительных испытаний в 2009 году (0)

[2009-02-11]
Дата проведения ЕГЭ в Уфе (1)

[2009-02-11]
Памятка по ЕГЭ (0)

Нравится вам наш сайт
1. очень
2. нравится
3. можно и лучше
4. нет
Всего ответов: 406
Главная » Статьи » Для родителей

Если ребенок не похож на других детей

Наверное, всех родителей волнует вопрос: соответствует ли развитие их ребенка воз-растным нормам? А если нет, то как помочь «непохожему» ребенку адаптироваться в обществе? И вообще, что означает понятие нормы и надо ли стремиться ей соот-ветствовать?

Если ребенок не похож на других детей

НОРМАЛЬНО ЛИ ЭТО?

В семье трое детей, и каждый развивается по-своему. Старший уже в три года хорошо рисовал, средний в полтора года начал говорить предложениями, а младший и заговорил поздно, и к рисованию никаких способностей не проявляет, да и вообще совсем не похож на старших.
Постоянно сравнивая ребенка с детьми знакомых, с возрастными нормами из различных пособий по детской психологии, с собственными идеальными представлениями о «нормальном ходе развития», родители нередко приходят к выводу, что их ребенок в чем-то, а иногда во многом, отличается от большинства детей. Часто встревоженные родители за-дают подобные вопросы психологу: насколько нормально проходит развитие ребенка и станет ли ребенок впоследствии «таким как все»?
Почему для родителей так важно, чтобы их ребенок соответствовал каким-то нормам? Де-ло в том, что правила поведения в обществе, программы обучения и прочее, ориентиро-ванны на некоего «среднестатистического» ребенка. И ребенку, непохожему на большинство, будет трудно «найти свое место в жизни»: общаться с окружающими, обучаться по стандартным программам. Обычно родители нуждаются в том, чтобы их успокоили. И психологи не устают повторять, что развитие каждого ребенка идет своим индивидуаль-ным путем, что существуют весьма приблизительные возрастные нормативы. Например, не стоит забывать, что даже родные братья или сестры могут настолько отличаться друг от друга в поведении, интересах и процессе развития, что родителям остается только удивляться.
Из письма читательницы: «Дочери два года, а она не говорит, она родилась на два меся-ца раньше срока, ходить начала только в год и два месяца. Для общения с нами использу-ет немного слов, большинство вещей называет своими словами. Что делать?»
Естественно, что особую тревогу у мамы вызывает то, что девочка родилась раньше срока, пошла немного позже, чем большинство детей. Однако если и существует разница в развитии между детьми, родившимися в срок и родившимися раньше, то она исчезает в течение первых 3-4 лет жизни. Вообще специалисты отмечают, что большинство тревожащих родителей проявлений раннего возраста (ребенок неуравновешен, излишне подвижен, необщителен, упрям, рассеян, плаксив и т.д.) не оказывают никакого влияния на дальнейшее развитие детей.

ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ

  • Понятие нормы и нормальности развития в психологии весьма условны. И то, что нормально для одного ребенка, совершенно не соответствует темпераменту и характеру другого. Помни-те, что все дети разные, поэтому с ними так интересно.
  • Не торопитесь переживать, если ваш ребенок не похож на окружающих его детей. Собирайте статистику, общаясь с родителями сверстников (в интернете, в детских учреждениях), и навер-няка найдете ребенка, похожего на вашего. Это не только успокоит, но и подскажет, как пра-вильно взаимодействовать со своим чадом.
  • Ищите не только негативные последствия «непохожести» вашего ребенка на других, но и по-зитивные. Например: один с упоением читает, другой - ни в какую не хочет, но зато самостоя-тельно одевается.
  • Расспросите своих родных о том, какими вы были в детстве, возможно вы тоже чем-то отли-чались от сверстников, но это не помешало вам получить образование и стать замечательными родителями.
  • Помните о разнице в возрасте – даже за один месяц ребенок может сильно продвинуться в своем развитии.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми в его присутствии. Наши дети очень чувствительны к невыгодному сравнению: это формирует неуверенность в себе.

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

Все успокаивающие рекомендации подходят для родителей детей, непохожих на других в силу особенностей характера или воспитания, рано или поздно они приспосабливаются к жизни в обществе. В более сложных ситуациях, если у ребенка есть серьезные физические или психологические проблемы (врожденные или приобретенные особенности), родителям ни в коем случае не стоит ориентироваться на средние показатели нормы.
У Пети врожденная деформация стопы, он перенес несколько операций, но все равно заметно прихрамывает, не может бегать, ему трудно взбираться по ступеням. У Сони диабет, она должна вовремя есть, соблюдать строгую диету и регулярно делать себе уколы инсулина.
Естественно, что и Соня, и Петя испытывают определенные проблемы «вхождения» в обычную жизнь: помимо преодоления трудностей в адаптации, общении, обучении, которые порождает его проблема, ребенок вынужден, к сожалению, преодолевать и насмешки, любопытство окружающих. Кроме того, заболевание или увечье ребенка – тяжелый удар для его родителей. Родителям сложно не только помочь ребенку адаптироваться, обеспечить ему необходимый уход, режим, создать условия для его развития, но психологически тяжело смириться с болезнью или дефектом ребенка.
Родители необычных детей испытывают целый спектр чувств: шок, отчаяние, чувство ви-ны, страх, стыд. Очень распространенная реакция - неприятие (отрицание) диагноза. Сосредотачиваясь на недостатке и борьбе с его последствиями, родные часто не замечают тех, качеств, которые никак не связаны с проблемой ребенка. А ведь все специалисты отмечают, что дети с ограниченными возможностями добрее, отзывчивее, больше ценят дружбу, сильнее стремятся к новым впечатлениям и знаниям, чем обычные дети.
С одной стороны, компенсаторные возможности детского организма велики, при правильном подходе, адекватном обучении, необходимом лечении, даже устрашающие диагнозы теряют свою актуальность. С другой стороны, опасно не замечать проблем, подстегивать ребенка, пытаясь научить его тому, к чему он не готов, торопить, требовать от него того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может. Ребенку необходимо, что-бы его любили и ценили за его привлекательные качества.
Одна из серьезных проблем – это равнодушное, а нередко и негативное отношение большинства в нашем обществе к непохожим, необычным детям и их родным. Поэтому так важно не замыкаться на своей беде, а искать понимания и помощи у людей, оказавших в такой же ситуации.
Американский психолог Эдда Ле Шан обращается к непохожим на других детям с такими словами: «Ваша особенность – это просто одна из ваших черт, а черт этих много. Этот штрих в вашем портрете не главный, всегда есть другие». Самое трудное и самое необходимое для таких детей, чтобы окружающие видели в них целостную личность, а не только человека, которому приходится иметь дело с неразрешимыми проблемами. Относясь к ре-бенку, как к «милому человеческому существу, которому не повезло», родители, позволяют ему развиваться по-своему и помогают адаптироваться.
Пусть Пете никогда не стать футболистом или атлетом, но его дефект не может помешать ему стать чемпионом школы по шахматам. А Соню болезнь «научила» пунктуальности и планированию.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  • Знайте, что вы не одиноки и сотни тысяч других хороших родителей испытывали те же чувства и решали (и решают) те же проблемы, что и вы. Обратитесь за помощью к специалистам и семьям, имеющим необычных детей. Разделите с кем-то заботу о ре-бенке.
  • Не жалейте ребенка, сравнивая его с другими – это усиливает ощущение неполноценно-сти. Но щадите его: не перегружайте, не требуйте никаких сверхдостижений. Ребенку важно почувствовать, что он чего-то достигает, тогда он будет готов к дальнейшим свершениям. Обучение ведет за собой развитие, если соответствует реальным возмож-ностям ребенка.
  • Научитесь замечать не то, что ребенку недостает, а что он может, умеет. Ценить малейшие достижения. Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

Бенджамин Спок писал, что «каждый человек имеет право на место в жизни и на образование. Например, существует множество видов деятельности, которые лучше выполняют-ся людьми с более низким, чем у большинства уровнем умственного развития». К сожалению, в нашей стране подобных возможностей для детей с ограниченными очень мало, поэтому они особенно нуждаются в любви и принятии со стороны родных.

РЕБЕНОК НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ

Хочется поговорить еще об одной категории детей, доставляющих немало забот педагогам и родителям. Бывает ребенок не похож на окружающих своим восприятием мира.
Например, одаренные, творческие дети стремятся в любое дело привнести что-то свое, забывая о каких-то там правилах. Они обычно слишком активны, не способны заниматься рутинной работой, из которой более чем на половину состоит обучение в общеобразовательной школе.
Семилетний Витя очень любит сочинять стихи. У него это неплохо получается, но «приступы» вдохновения случаются совершенно не вовремя: на контрольной по математике, вместо классной работы, на уроке физкультуры. Результат – частые замечания со стороны учителей и насмешки одноклассников.
Нередко результаты деятельности одаренных детей настолько неординарны, что совершенно не понятно, как их оценивать. К сожалению, в большинстве случаев окружающим взрослым одаренный ребенок может представиться абсолютно неспособным к обучению злостным нарушителем дисциплины. Действительно, одаренные дети не способны обучатся по стандартным программам, для развития их способностей необходима индивидуальная программа.
Восьмилетний Лева - левша. Его тетради по русскому языку приводят учительницу в ужас количеством ошибок, помарок неразборчивым почерком. Он не любит рисовать, потому что у него ничего не получается, читает медленнее всех в классе. Он чуть ли не самый слабый ученик в классе.
Нейропсихолог Семенович А.В. в своей книге «Эти невероятные левши» пишет: «В мире левшат читать, писать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят!» Естественно, что выполненные ими задания могут совсем не походить на образец, левши испытывают сложности с ориентацией в пространстве, в том числе в пространстве собственной тетрадки, путают право-лево и верх-низ, переворачивают на письме буквы и цифры. Левши часто неуклюжи, у них жуткие проблемы с мелкой моторикой (они не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у них очень плохой почерк). Не зная, что перед ними ребенок-левша, педагоги могут заподозрить ребенка в сильное отставание в развитии. Однако, левши невероятно способные дети, у них очень развита интуиция, прекрасная память, они очень работоспособны. Надо только найти к ним правильный подход.
К любым детям, непохожим на остальных, следует относиться внимательно и бережно. Не спешите ставить на них крест и записывать в неумехи. Возможно, неудачи ребенка связаны с тем, что ему сложно действовать в предлагаемых рамках. Задача окружающих его близких искать приемы обучения, подходящие именно этому ребенку, позволяющие ему добиться успеха, поверить в себя, почувствовать себя личностью.
Категория: Для родителей | Добавил: admin (2009-03-24)
Просмотров: 2583 | Комментарии: 2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[2011-10-10]
Положение о проведении Конкурса проектов «Если бы я был Президентом» (0)

[2011-10-10]
Положение о проведении выставки-конкурса "Мой домашний любимец" (0)

[2011-09-22]
Мониторинг педкадров (0)

[2011-09-19]
План воспитательной работы 2011-12 (0)

[2011-04-04]
ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ (дарение в общественных целях) (0)

[2011-02-16]
Задание по русскому языку и литературе 5б класс (0)

[2011-01-11]
Итоги II этапа Международной олимпиады по основам наук (0)

[2010-10-07]
Регламент проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады (0)

[2010-10-02]
Ключи к заданиям (литература) (0)

[2010-10-02]
Ключи к заданиям (физика) (0)

МОУ СОШ №112 © 2024