Наверное, всех родителей волнует вопрос: соответствует ли развитие
их ребенка воз-растным нормам? А если нет, то как помочь «непохожему»
ребенку адаптироваться в обществе? И вообще, что означает понятие нормы
и надо ли стремиться ей соот-ветствовать?
НОРМАЛЬНО ЛИ ЭТО?
В семье трое детей, и каждый развивается
по-своему. Старший уже в три года хорошо рисовал, средний в полтора
года начал говорить предложениями, а младший и заговорил поздно, и к
рисованию никаких способностей не проявляет, да и вообще совсем не
похож на старших.
Постоянно сравнивая ребенка с детьми знакомых, с
возрастными нормами из различных пособий по детской психологии, с
собственными идеальными представлениями о «нормальном
ходе развития»,
родители нередко приходят к выводу, что их ребенок в чем-то, а иногда
во многом, отличается от большинства детей. Часто встревоженные
родители за-дают подобные вопросы психологу: насколько нормально
проходит развитие ребенка и станет ли ребенок впоследствии «таким как все»?
Почему для родителей так важно, чтобы их ребенок
соответствовал каким-то нормам? Де-ло в том, что правила поведения в
обществе, программы обучения и прочее, ориентиро-ванны на некоего «среднестатистического» ребенка. И ребенку, непохожему на большинство, будет трудно «найти свое место в жизни»:
общаться с окружающими, обучаться по стандартным программам. Обычно
родители нуждаются в том, чтобы их успокоили. И психологи не устают
повторять, что развитие каждого ребенка идет своим индивидуаль-ным
путем, что существуют весьма приблизительные возрастные нормативы.
Например, не стоит забывать, что даже родные братья или сестры могут
настолько отличаться друг от друга в поведении, интересах и процессе
развития, что родителям остается только удивляться.
Из письма читательницы: «Дочери два
года, а она не говорит, она родилась на два меся-ца раньше срока,
ходить начала только в год и два месяца. Для общения с нами использу-ет
немного слов, большинство вещей называет своими словами. Что делать?»
Естественно, что особую тревогу у мамы вызывает
то, что девочка родилась раньше срока, пошла немного позже, чем
большинство детей. Однако если и существует разница в развитии между
детьми, родившимися в срок и родившимися раньше, то она исчезает в
течение первых 3-4 лет жизни. Вообще специалисты отмечают, что
большинство тревожащих родителей проявлений раннего возраста (ребенок неуравновешен, излишне подвижен,
необщителен, упрям, рассеян, плаксив и т.д.) не оказывают никакого влияния на дальнейшее развитие детей.
|
ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ
- Понятие нормы и нормальности развития в психологии весьма условны.
И то, что нормально для одного ребенка, совершенно не соответствует
темпераменту и характеру другого. Помни-те, что все дети разные,
поэтому с ними так интересно.
- Не торопитесь переживать, если ваш ребенок не похож на окружающих
его детей. Собирайте статистику, общаясь с родителями сверстников (в
интернете, в детских учреждениях), и навер-няка найдете ребенка,
похожего на вашего. Это не только успокоит, но и подскажет, как
пра-вильно взаимодействовать со своим чадом.
- Ищите не только негативные последствия «непохожести» вашего ребенка
на других, но и по-зитивные. Например: один с упоением читает, другой -
ни в какую не хочет, но зато самостоя-тельно одевается.
- Расспросите своих родных о том, какими вы были в детстве, возможно
вы тоже чем-то отли-чались от сверстников, но это не помешало вам
получить образование и стать замечательными родителями.
- Помните о разнице в возрасте – даже за один месяц ребенок может сильно продвинуться в своем развитии.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми в его
присутствии. Наши дети очень чувствительны к невыгодному сравнению: это
формирует неуверенность в себе.
|
|
ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ
Все успокаивающие рекомендации подходят для
родителей детей, непохожих на других в силу особенностей характера или
воспитания, рано или поздно они приспосабливаются к жизни в обществе. В
более сложных ситуациях, если у ребенка есть серьезные физические или
психологические проблемы (врожденные или приобретенные особенности),
родителям ни в коем случае не стоит ориентироваться на средние показатели нормы.
У Пети врожденная деформация
стопы, он перенес несколько операций, но все равно заметно
прихрамывает, не может бегать, ему трудно взбираться по ступеням. У
Сони диабет, она должна вовремя есть, соблюдать строгую диету и
регулярно делать себе уколы инсулина.
Естественно, что и Соня, и Петя испытывают определенные проблемы «вхождения»
в обычную жизнь: помимо преодоления трудностей в адаптации, общении,
обучении, которые порождает его проблема, ребенок вынужден, к
сожалению, преодолевать и насмешки, любопытство окружающих. Кроме того,
заболевание или увечье ребенка – тяжелый удар для его родителей.
Родителям сложно не только помочь ребенку адаптироваться, обеспечить
ему необходимый уход, режим, создать условия для его развития, но
психологически тяжело смириться с болезнью или дефектом ребенка.
Родители необычных детей испытывают целый спектр
чувств: шок, отчаяние, чувство ви-ны, страх, стыд. Очень
распространенная реакция - неприятие (отрицание) диагноза.
Сосредотачиваясь на недостатке и борьбе с его последствиями, родные
часто не замечают тех, качеств, которые никак не связаны с проблемой
ребенка. А ведь все специалисты отмечают, что дети с ограниченными
возможностями добрее, отзывчивее, больше ценят дружбу, сильнее
стремятся к новым впечатлениям и знаниям, чем обычные дети.
С одной стороны, компенсаторные возможности
детского организма велики, при правильном подходе, адекватном обучении,
необходимом лечении, даже устрашающие диагнозы теряют свою
актуальность. С другой стороны, опасно не замечать проблем,
подстегивать ребенка, пытаясь научить его тому, к чему он не готов,
торопить, требовать от него того, с чем он в силу своих особенностей
справиться не может. Ребенку необходимо, что-бы его любили и ценили за
его привлекательные качества.
Одна из серьезных проблем – это равнодушное, а
нередко и негативное отношение большинства в нашем обществе к
непохожим, необычным детям и их родным. Поэтому так важно не замыкаться
на своей беде, а искать понимания и помощи у людей, оказавших в такой
же ситуации.
Американский психолог Эдда Ле Шан обращается к непохожим на других детям с такими словами: «Ваша особенность – это просто одна из ваших черт, а черт этих много. Этот штрих в вашем портрете не главный, всегда есть другие».
Самое трудное и самое необходимое для таких детей, чтобы окружающие
видели в них целостную личность, а не только человека, которому
приходится иметь дело с неразрешимыми проблемами. Относясь к ре-бенку,
как к «милому человеческому существу, которому не повезло»,
родители, позволяют ему развиваться по-своему и помогают адаптироваться.
Пусть Пете никогда не стать футболистом или
атлетом, но его дефект не может помешать ему стать чемпионом школы по
шахматам. А Соню болезнь «научила»
пунктуальности и планированию.
|
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Знайте, что вы не одиноки и сотни тысяч других хороших родителей
испытывали те же чувства и решали (и решают) те же проблемы, что и вы.
Обратитесь за помощью к специалистам и семьям, имеющим необычных детей.
Разделите с кем-то заботу о ре-бенке.
- Не жалейте ребенка, сравнивая его с другими – это усиливает
ощущение неполноценно-сти. Но щадите его: не перегружайте, не требуйте
никаких сверхдостижений. Ребенку важно почувствовать, что он чего-то
достигает, тогда он будет готов к дальнейшим свершениям. Обучение ведет
за собой развитие, если соответствует реальным возмож-ностям ребенка.
- Научитесь замечать не то, что ребенку недостает, а что он может,
умеет. Ценить малейшие достижения. Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
|
|
Бенджамин Спок писал, что «каждый
человек имеет право на место в жизни и на образование. Например,
существует множество видов деятельности, которые лучше выполняют-ся
людьми с более низким, чем у большинства уровнем умственного развития».
К сожалению, в нашей стране подобных возможностей для детей с
ограниченными очень мало, поэтому они особенно нуждаются в любви и
принятии со стороны родных.
РЕБЕНОК НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ
Хочется поговорить еще об одной категории детей, доставляющих немало забот педагогам
и родителям. Бывает ребенок не похож на окружающих своим восприятием мира.
Например, одаренные, творческие дети стремятся в
любое дело привнести что-то свое, забывая о каких-то там правилах. Они
обычно слишком активны, не способны заниматься рутинной работой, из
которой более чем на половину состоит обучение в общеобразовательной
школе.
Семилетний Витя очень любит
сочинять стихи. У него это неплохо получается, но «приступы»
вдохновения случаются совершенно не вовремя: на контрольной по
математике, вместо классной работы, на уроке физкультуры. Результат –
частые замечания со стороны учителей и насмешки одноклассников.
Нередко результаты деятельности одаренных детей
настолько неординарны, что совершенно не понятно, как их оценивать. К
сожалению, в большинстве случаев окружающим взрослым одаренный ребенок
может представиться абсолютно неспособным к обучению злостным
нарушителем дисциплины. Действительно, одаренные дети не способны
обучатся по стандартным программам, для развития их способностей
необходима индивидуальная программа.
Восьмилетний Лева - левша. Его
тетради по русскому языку приводят учительницу в ужас количеством
ошибок, помарок неразборчивым почерком. Он не любит рисовать, потому
что у него ничего не получается, читает медленнее всех в классе. Он
чуть ли не самый слабый ученик в классе.
Нейропсихолог Семенович А.В. в своей книге «Эти невероятные левши»
пишет: «В мире левшат читать, писать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят!»
Естественно, что выполненные ими задания могут совсем не походить на
образец, левши испытывают сложности с ориентацией в пространстве, в том
числе в пространстве собственной тетрадки, путают право-лево и
верх-низ, переворачивают на письме буквы и цифры. Левши часто неуклюжи,
у них жуткие проблемы с мелкой моторикой (они не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у них очень плохой почерк).
Не зная, что перед ними ребенок-левша, педагоги могут заподозрить
ребенка в сильное отставание в развитии. Однако, левши невероятно
способные дети, у них очень развита интуиция, прекрасная память, они
очень работоспособны. Надо только найти к ним правильный подход.
К любым детям, непохожим на остальных, следует
относиться внимательно и бережно. Не спешите ставить на них крест и
записывать в неумехи. Возможно, неудачи ребенка связаны с тем, что ему
сложно действовать в предлагаемых рамках. Задача окружающих его близких
искать приемы обучения, подходящие именно этому ребенку, позволяющие
ему добиться успеха, поверить в себя, почувствовать себя личностью.
|