«Я,
ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове
«мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается
некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить,
в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и
цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних
данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо
уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного
сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений,
входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья»,
«школа», «класс».
Проживание
в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих
качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность,
доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность,
терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у
человека с самого детства такого качества, как терпимость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой
культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда
существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в
целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и
школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может
выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная,
половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Одной
из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к
психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе
которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране,
в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на
необходимость проведения специальной работы по формированию
толерантности в школьной среде.
Толерантность - это
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности.
Проявлять
толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по
внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают
правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее
формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание
в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков
независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений,
основанных на моральных ценностях.
В
педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы
по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией
деятельности детей в классе, использованием произведений художественной
литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы
(дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые ниже приемы и упражнения
пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут
способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном
коллективе.
1. Прием «Обнаружение противоречий»
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак –монада, в ко
тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной,
земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной,
мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и
борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения,
открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак,
более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания
учащихся.
В
мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без
холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель
может попросить ребенка продолжить этот ряд.
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость...
Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов
учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели
монады.
Упражнение «Таблица антиподов»
Учитель
просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и
отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение
таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к
которому у него проявляется нетерпимость .
2. Прием «Коррекция позиций»
Обтекаемость
формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к
изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров
можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я
пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен;
в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом
я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры
из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все
течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются
востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы»
Классный
руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу
антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они
пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть
применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству,
лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с
качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления
нетерпимости.
3. Приём «Акцент на лучшее»
Вновь
обращение к образу монады. Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое
пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в
самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно
стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть,
опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я
принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение Камушек в ботинке
У
каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой
«камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном
направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель
просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с
окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение Жемчужина в раковине
Естественно
и то, что каждый человек является носителем только ему присущих
индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему
выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает
ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством
(поиск светлого пятна).
4. Прием «Поиск толерантной позиции»
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я
- о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности,
символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и
Принцесс.
Я
- о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция
превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых
человек считает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Упражнение «Превращение монады
Классный руководитель
просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что
происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную
позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рисунок
монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.
5. Прием «Ломка стереотипов»
На
самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить
его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир,
окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его,
таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно
больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем
богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем
интереснее жить.
Упражнение Идеальный образ себя
Учитель
просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех
качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые,
хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно
проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость
ребенка.
Описанные
приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной
беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или
кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для
проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей
организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что
применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной
позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень
доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и
поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогических приемов по
формированию толерантности существует достаточно много. Каждая
педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель
использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
|