|
Дети-изгои. Помощь родителям
Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует
поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание.
Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это
сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например:
"Заяц, заяц!" - зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по
имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: "Меня
вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?"
Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить
от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное
поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться
с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и
ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе:
"Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку". Кстати,
родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе
дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают
прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать
вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более
оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче
не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.
Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень
обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?". Одного
второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал
толстым. На что объект насмешек сказал: "Знаешь, что-то мне совсем не
хочется с тобой дружить". Это так впечатлило агрессора, что он
извинился и перестал обзываться.
Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись
одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с
кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику
было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение
всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на
обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: "Ребята,
я устал, дайте мне отдохнуть".
Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью
обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем
известен прием "брать на слабо". При всех ребенку говорится, что он не
делает чего-то, потому что "трус", "размазня" и т.д., ставя его таким
образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют
(часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или
же он так и останется в глазах окружающих "хлюпиком" и "трусом".
Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая
непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с
достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более
тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому
человеку.
В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю
Драгунского "Рабочие дробят камень", в котором Дениска решился в конце
концов прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а
потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал. Следует
обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации
необходимо не торопиться, взвесить все "за" и "против", понять, что
важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
Когда в шестом классе произошла очередная драка и завуч спросила:"Ну
почему вы деретесь?!" - один из драчунов ответил: "А он меня дразнит.
Обзывает "береза лысая"! У мальчика была фамилия Березин, а у его
противника - сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба.
И завуч в сердцах воскликнула: "Ну и ты его дразни, говори - "Коба
лохматая"! Зачем драться-то?!"
Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет.
Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
Отговориться. Согласно наблюдениям М.В. Осориной, для 5-9-летних детей
очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку -
своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок
помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт,
сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно
остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за
пострадавшим.
Вот примеры отговорок:
"Черная касса -
ключ у меня,
кто обзывается -
сам на себя!"
"Чики-траки - стеночка!"
(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием.)
"Шел крокодил,
твое слово проглотил,
а мое оставил!"
"Кто обзывается - сам так называется!"
"- Дурак!
- Приятно познакомиться, а меня Петя зовут".
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.
Серьезные последствия
Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение
одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже
говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок
превращается в бездумного последователя агрессора. Приведу еще один
пример.
Пятиклассник Саша очень страдал от того, что у него не было в классе
друзей, часто становился объектом насмешек со стороны одноклассников;
сначала он дрался с обидчиками, затем стал специально дурачиться на
уроках, чтобы повеселить остальных. Когда в класс пришел Вася, Саша
сначала пытался с ним подружится. Но у Васи не сложились отношения с
лидерами - Мишей и Филиппом. И тогда те стали подговаривать Сашу делать
Васе разные неприятные вещи (прятать его портфель, обзывать обидными
словами, подбросить ему огрызок на парту). Саша охотно подчинялся
ребятам, потому что считал, что таким образом завоевывает их дружбу
(естественно, ни Миша, ни Филипп не воспринимали Сашу всерьез). Вася же
часто дрался с Сашей, считая его виноватым во всех своих неприятностях.
Понятно, что такая ситуация способствует развитию весьма неприятных
черт характера всех ее участников. Саша превращается в безвольного
исполнителя, в шестерку. Вася перестает доверять окружающим,
озлобляется, а Миша и Филипп упиваются собственной безнаказанностью,
получают удовольствие, управляя людьми, стравливая двух одноклассников.
В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели
исследование, результаты которого показали, что "уверенность ребенка в
своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в
коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие
замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно
вызвано". Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со
сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в
будущем.
В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что
неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у
ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности
в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются
причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания
и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников,
который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в
классе приводят и к другим негативным последствиям.
Ложь и хвастовство
Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление
повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и
утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить
окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки - это
обычно непопулярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами
в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их
ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих
выгодное впечатление.
Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы
привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими
родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной
кампании. Это может быть, например, какая-нибудь шикарная машина или
редкая порода собаки. Ребенок рассказывает, как здорово было
прокатиться на этой "супермашине" или как его любит эта "суперсобака".
Часто дети придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком,
и это, несомненно, способно повысить их статус. В большинстве случаев
окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает "выкручиваться",
ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается
окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее
привлекательным для окружающих.
В детской художественной литературе описано множест во подобных случаев. Приведу пример из собственной практики.
Как-то одна мама во время консультации с удивлением рассказала, что ее
сын-третьеклассник, недавно переведенный в нашу школу, уже целую неделю
носит в класс фотографии из папиных заграничных командировок. Он
говорил, что взял их, чтобы показать ребятам. Мама не понимала, почему
ребят могут интересовать эти фотографии. Надо сказать, что я давно
наблюдала за этим классом, и у меня сложилось впечатление, что с
некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достижения
сверстников, а их "крутость" (это слово они сами употребляли, отвечая
на мой вопрос о качествах идеального друга). Под "крутостью"
подразумевалось наличие у родителей машины-иномарки, регулярное
посещение "Макдоналдса", обладание дорогими игрушками и вещами, а также
поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать
хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось почувствовать себя своим в
классе. Мальчик, о котором я рассказываю, очень хотел быть принятым в
новый коллектив, но, видимо, ничем таким похвастаться не мог, поэтому
он и принес в школу папины фотографии, рассказав, будто бы он сам
побывал в Оксфорде. Это произошло как раз в то время, когда интерес к
загранпоездкам был в разгаре. (Я не раз наблюдала, как ребята оживленно
рассматривали чьи-нибудь фотографии, интересовавшие их, к сожалению,
только с точки зрения "крутости").
Воровство
Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может
украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям,
чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.
Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя
внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В
другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои
беды. Об одном таком случае мне рассказала учительница.
В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы,
учебники), и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей
имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но
популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам
обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением
сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним
недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не
знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи,
а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя?
Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учительница заглянула в
пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры
девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому
мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как
вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие
трудности в учебе. Родители заняли позицию "учеба - не самое главное" и
считали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе
у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но
авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей
боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей
грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только
догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась
самоутвердиться таким образом. Правду об этих загадочных пропажах знала
лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах.
Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на
хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в
дружбе. "Подставляя" его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах
окружающих.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой
успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут
развиться различные невротические и даже психические расстройства.
Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать
попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный
нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее
вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют
так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и
предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки
голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы
способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же
развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно
управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о
коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или
общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В
такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают,
приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет
тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это
единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный
ребятами.
|
Категория: Для родителей | Добавил: admin (2009-03-24)
|
Просмотров: 1662
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |