В помошь учителю [17]
Для родителей [28]
Ученикам [17]
Нормативные документы [12]
ЕГЭ [15]
[2009-03-24]
Воспитание толерантности (1)

[2009-03-24]
Если ребенок не похож на других детей (2)

[2009-03-24]
Дети-изгои. Помощь родителям (0)

[2009-03-24]
Отверженные дети в начальной школе (0)

[2009-03-24]
Дети-изгои. Помощь родителей (0)

[2009-03-24]
Родителям о детской отверженности (0)

[2009-03-24]
Проблема детской отверженности (0)

[2009-02-11]
Перечень вступительных испытаний в 2009 году (0)

[2009-02-11]
Дата проведения ЕГЭ в Уфе (1)

[2009-02-11]
Памятка по ЕГЭ (0)

Нравится вам наш сайт
1. очень
2. нравится
3. можно и лучше
4. нет
Всего ответов: 406
Главная » Статьи » В помошь учителю

Проблема детской отверженности

Детская отверженность — явление,
к сожалению, частое и трудно поправимое.

Распределение ролей:

§  Зачинщики;

§  Жертвы;

§  Преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю;

§  Нейтральные наблюдатели;

§  Защитники.

Зачинщиками  могут стать:

§  активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

§  агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву;

§  дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

§   дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (результат соответствующего семейного воспитания);

§   эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

§  в подростковом возрасте зачинщиками могут стать максималисты, дети, не желающие идти на компромисс.

Почему  добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся преследователями?

1.        «Стадное чувство».

2.        Желание заслужить расположение лидера класса.

3.        Ради развлечения.

4.        Страх оказаться в таком же положении.

5.        Собственное самоутверждение.

Кто же чаще всего становится жертвой издевательств ?

Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:
— необычной внешности (заметные шрамы, хромота и т.д.);
— страдающий энурезом;

    — тихий и слабый, не умеющий за себя    постоять;
— неопрятно одетый;
— часто пропускающий занятия;
— неуспешный в учебе,
— которого слишком опекают родители;
— не умеющий общаться и т.д.

Возможные последствия:

Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

 

 

Профилактика:

Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю:

§  учить детей взаимодействовать друг с другом;

§  читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения;

§  пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;

§  если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.

§  избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.

Помощь родителей:

§  Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.

§  Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать школьным требованиям.

§   Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).

§  Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники.

§  Способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать его из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и останется чужим в классе.

§  Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.

Примерные темы для проведения классных часов:

Для  младших классов:

«Все мы разные»;

«Мы видим мир по-разному, но между нами много общего».

Для средних классов:

«Взаимоотношения с окружающими»;

«Самооценка и отношение окружающих».

Для старших классов:

«Толерантность»

«Толерантная личность»

Литература:

1.        Кравцова М.

     «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» «Генезис» 2004

2. Статьи Кравцовой М. в  ж-ле «Школьный психолог» № 45/2003,

      № 41/2004

3. «Воспитание толерантности»

     ж-л «Классный руководитель»

     № 4/2006

 

Категория: В помошь учителю | Добавил: admin (2009-03-24)
Просмотров: 1638
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[2011-10-10]
Положение о проведении Конкурса проектов «Если бы я был Президентом» (0)

[2011-10-10]
Положение о проведении выставки-конкурса "Мой домашний любимец" (0)

[2011-09-22]
Мониторинг педкадров (0)

[2011-09-19]
План воспитательной работы 2011-12 (0)

[2011-04-04]
ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ (дарение в общественных целях) (0)

[2011-02-16]
Задание по русскому языку и литературе 5б класс (0)

[2011-01-11]
Итоги II этапа Международной олимпиады по основам наук (0)

[2010-10-07]
Регламент проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады (0)

[2010-10-02]
Ключи к заданиям (литература) (0)

[2010-10-02]
Ключи к заданиям (физика) (0)

МОУ СОШ №112 © 2024