Детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.
Распределение ролей:
§ Зачинщики;
§ Жертвы;
§ Преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю;
§ Нейтральные наблюдатели;
§ Защитники.
Зачинщиками могут стать:
§ активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
§ агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву;
§ дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
§ дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (результат соответствующего семейного воспитания);
§ эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
§ в подростковом возрасте зачинщиками могут стать максималисты, дети, не желающие идти на компромисс.
Почему добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся преследователями?
1. «Стадное чувство».
2. Желание заслужить расположение лидера класса.
3. Ради развлечения.
4. Страх оказаться в таком же положении.
5. Собственное самоутверждение.
Кто же чаще всего становится жертвой издевательств ?
Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок: — необычной внешности (заметные шрамы, хромота и т.д.); — страдающий энурезом;
— тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; — неопрятно одетый; — часто пропускающий занятия; — неуспешный в учебе, — которого слишком опекают родители; — не умеющий общаться и т.д.
Возможные последствия:
Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.
Профилактика:
Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю:
§ учить детей взаимодействовать друг с другом;
§ читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения;
§ пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;
§ если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
§ избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
Помощь родителей:
§ Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
§ Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать школьным требованиям.
§ Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
§ Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники.
§ Способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать его из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и останется чужим в классе.
§ Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.
Примерные темы для проведения классных часов:
Для младших классов:
«Все мы разные»;
«Мы видим мир по-разному, но между нами много общего».
Для средних классов:
«Взаимоотношения с окружающими»;
«Самооценка и отношение окружающих».
Для старших классов:
«Толерантность»
«Толерантная личность»
Литература:
1. Кравцова М.
«Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» «Генезис» 2004
2. Статьи Кравцовой М. в ж-ле «Школьный психолог» № 45/2003,
№ 41/2004
3. «Воспитание толерантности»
ж-л «Классный руководитель»
№ 4/2006
|