«ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ - ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ». Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. К.Д. Ушинский. Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствовать - вот единственный курс методической работы в школе. Методическая работа осуществляется педагогическим советом школы. Именно педагогический совет разрабатывает основные проблемы, методику обучения и воспитания учащихся на основе анализа существующего положения дел и внедрения в практику работы передового опыта. Работа всех остальных методических органов школы и самообразование учителей тематически связана с проблемами, решаемыми педагогическим советом. Повышение квалификации учителей в любом образовательном учреждении происходит под влиянием профессиональной среды педагогического коллектива. Но при этом результаты данного процесса очень часто складываются стихийно. Для координации методической работы в нашей школе создан методический совет, который является совещательным органом способствующим решению приоритетных психолого- педагогических проблем деятельности образовательного учреждения. Задачами этого совета являются; - диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе, разработка новых технологий организации образовательного процесса в школе, создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителя. Под методической работой школы следует понимать упорядоченную систему повышения квалификации работников образовательной сферы, направленную на приведение их информационной базы и, соответствующего занимаемой должности мастерства, в соответствие с современным уровнем достижений педагогической науки и практики, реальными и перспективными требованиями к результату их деятельности и спецификой образовательного учреждения, в котором эта работа организуется. Её можно определить как систему организационно - педагогических мер по повышению профессионального мастерства учителя и результативности учебно-воспитательного процесса, устранению недостатков в его работе и овладению новыми, более прогрессивными технологиями обучения. Основными целями методической работы являются обеспечение качества образования; создание условий эффективности инноваций, - обработка и внедрение лучших образцов педагогической деятельности; - продуктивное профессиональное общение; - обмен опытом; выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя. Достижение данных целей должно способствовать совершенствованию профессионального мастерства учителя. «Мастерство - это то, чего можно добиться» ( А.С. Макаренко.) Об уроке учителя говорят: «Театр одного актёра» Об учителе - мастере можно сказать иначе. Его урок - это работа актёрского ансамбля, где каждый имеет права и надобность в самовыражении, каждый - действующее лицо. Ученики - действующие лица, и повести их за собой - большое искусство. В школе работают не только талантливые учителя, но и просто трудолюбивые. Мастерством, высокой квалификацией должен стараться овладеть каждый работающий в школе. Учитель должен овладеть арсеналом средств и методов, знаниями в области новых технологий, позволяющих вести урок на современном уровне. Термин «педагогическая технология» вошёл в моду и обычно обозначает приёмы работы учителя в сфере обучения и воспитания. Полной алгоритмизации этот процесс, вы понимаете, не поддаётся, ибо каждый урок - процесс творческий, но выделить основные методы и процедуры педагогического решения урока можно и нужно. Не овладев основами технологий урока, нельзя идти к творчеству. Процесс рождения урока - это большой творческий труд учителя. В раздумьях об уроке сказала одна учительница так; «Я живу уроком, его нервом, его болью. Урок лелею, как Пигмалион Галатею. Урок - это я сама, это моя суть. Именно за это я люблю свой труд – за счастье создавать урок» Что же мешает учителю сделать урок шедевром педагогического мастерства? К недостаткам методической работы относят: · консервативный, догматический характер традиционной системы изучения преподавания; · недостаточный уровень педагогического мастерства учителя; · изолированность предметных объединений, их замкнутость в узких рамках не только предмета, но и конкретных учебных программ, предметной дидактики, квалифицированного состава преподавателей этого объединения; · разобщённость и несогласованность тематики; · отсутствие МПС, · механическое обобщение «инициативы снизу»; · многотемье; · отсутствие возможностей глубоко изучить проблему; · разные подходы к планированию и учёту результатов работы нестандартно работающих учителей; · отсутствие критериев оценки инновационной деятельности учителя; · ожидание обязательного прироста показателей традиционно оцениваемых результатов обучения; · преобладание в планах методобъединений текущих учебных организационно - методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию, развитию профессионально - педагогической культуры и т. п. Условия эффективности методической работы связаны с устранением этих недостатков и соблюдением общих условий эффективности управления школой. К таким условиям можно отнести: - способность руководителя увидеть и не упустить благоприятную ситуацию; - видеть будущее, которое всегда присутствует в настоящем; - сочетание не только сильных, но и слабых локальных, точно рассчитанных управленческих воздействий; - стабильность режима функционирования; - всесторонняя оценка имеющихся ресурсов и возможностей; - рациональный подход к решению оптимизировать или радикально изменить систему образования; - поэтапность перехода в инновационный режим; - представление времени для стабилизации и закрепления достигнутого состояния. В целях улучшения качества организуемой методической работы по повышению педагогического мастерства учителей приказом директора в школе созданы кафедры. Создание кафедр не самоцель, они, являясь структурными подразделениями системы внутришкольного управления, должны управлять образовательной и воспитательной деятельностью педагогов по соответствующим учебным дисциплинам. Кафедры в школе во главе с их заведующими призваны реализовывать следующие задачи: 1. Обеспечить доведение до педагогов нормативных документов вышестоящих органов управления. 2. Знакомить учителей - предметников с передовыми технологиями по преподаваемой дисциплине. 3. Оказывать действенную помощь педагогам, особенно молодым, в совершенствовании их индивидуальной профессиональной подготовки и выработки необходимых умений и навыков, культуры педагогического труда в овладении технологией проблемного обучения, опирающейся на знаковое, схемное моделирование учебного материала. 4.Изучать передовой педагогический опыт и внедрять его в практику учителей. 5. Осуществлять повседневную аналитическую деятельность по изучению качества обучения и учебной деятельности учащихся в адаптивной школе по внедрению эксперимента. Координацией работы кафедр занимается научно методический совет Научно - методический совет обсуждает учебные планы, программы по предметам и рекомендует их педагогическому совету для принятия или утверждения. На своих заседаниях рассматривает проблемы научно - методического характера. Научно - методический совет осуществляет свою работу на основе плана, разрабатываемого на учебный год. Он реализует свой план работы через кафедры, в состав которых входят секции родственных дисциплин. (СМ. ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ, СХЕМА 1, СТР 13-15) Одним из важнейших аспектов методической работы школы является управленческая функция. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – технолог этого процесса, который проводит свою работу через систему методических оперативных совещаний, советов при директоре, посещение уроков текущих и открытых опережающего характера по наиболее сложным темам, индивидуальную работу с учителями, консультации, беседы, систему индивидуальных методических заданий. Завуч инструктирует, оказывает методическую помощь учителям в проведении учебной деятельности, внеклассной работы по предметам, организует курсовую переподготовку учителей. Вместе с директором школы руководит работой методобъединений, следит за правильным ведением методической документации, планирует и проводит методические оперативки, оказывает постоянную помощь проблемным группам учителей, направляет работу школы передового опыта, организует изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, взаимное посещение уроков, организует индивидуальную помощь молодым и малоопытным учителям. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДТЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ. 1.Изучение учителями вопросов теории и методики преподаваемого предмета под углом зрения, обусловленным новыми целями и задачами. Здесь имеет место дальнейшее обеспечение дальнейшего профилирования образования. Необходима детальная проработка всех вопросов, содержание, методика, способ организации и т.п. Снятие предметов, часов, не являющихся базовыми для профильной подготовки, функции подготовки к продолжению образования в этой области позволяет перестраивать и дополнять их содержание профильным материалом за счёт сокращения отдельных тем и их изучение в ознакомительном плане или на факультативах. 2.Рассмотрение содержательных и процессуальных возможностей установления МПС отдельных тем или разделов. Большие возможности для установления МПС и повышения качества обучения представляют курсы русского, родного и иностранного языков. Например, учителя -предметники рассматривают хронограмму прохождения различных тем этих предметов по годам и месяцам обучения, затем сравнивают с хронограммой прохождения преподаваемых ими предметов и по каждой теме готовят предложения для диктовки учащимся на уроках. Так, если на уроках изучалось правописание букв ы-и после ц, биолог может дать предложение типа «эволюцией называется ...» При изучении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений могут использовать предложения типа «проводник по которому протекает электрический ток, нагревается» и т. п. Таким образом, в ходе отработки навыков правописания учащиеся одновременно ещё раз повторяют основные определения и положения других предметов. Это особенно важно в отношении тех предметов, количество которых незначительно, что влечёт за собой забывание предметной терминологии. Со своей стороны учителя предметники, организуя записи, разгадку или составление кроссвордов обращают внимание учащихся на правописание употребляемых слов. Рациональное использование МПС позволяет снять дублирование информации , способствует более глубокому рассмотрению предмета и понятия с разных сторон и под разным углом зрения, сделать педагогический процесс более интересным, шире использовать практический опыт учащихся, решать дополнительные развивающие и мотивационно-стимулирующие задачи. 3. Овладение методиками изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников, их познавательных возможностей, способа их учёта в обучении и развитии начинается с ознакомления преподавателей с элементарными психологическими сведениями о характере, структуре учебных и творческих способностей учащихся, типами и особенностями личности и её интеллектуального профиля, влияния этих особенностей на результативность учебного материала. В этом реализуется задача - добиться осознания необходимости отказаться от «слепой работы» с учащимися, дать информацию о существенных индивидуальных особенностях различных учащихся и их влиянии на успешность учебной деятельности, вызвать желание перейти на работу. Не менее важное место здесь занимает самодиагностика, где учитель осваивает технику диагностики, которую потом будет применять к учащимся своего класса, и получит ряд полезных ему сведений о самом себе. И ещё один момент практическая работа с родителями, без поддержки которых развитие необходимого комплекса интеллектуальных умений и способностей будет идти намного медленнее. 4. Комплектование дифференцированных коррекционно – развивающих групп осуществляется в две стадии. Понижение учебных способностей школьников является следствием вызвавшей их причины – несформированности умений выполнять определённые интеллектуальные операции и выполнять необходимые практические действия. Несформированность этих умений сделала для многих учащихся невозможным понимание всех разделов учебных курсов, породило ошибки в восприятии и пробелы в знаниях. Следовательно, устранение названных недостатков имеет две стороны: устранение причин, а затем уже устранение вызванных ими следствий. Пока мы работаем на второе, не устраняя первое: проводя многочисленные дополнительные занятия по темам, в которых учащиеся допускают многочисленные ошибки, задаются громоздкие и трудоёмкие дополнительные задания. Это не даёт результата, поскольку без формирования необходимого комплекса умений интеллектуальной деятельности имеющиеся пробелы и ошибки не устраняются, напротив, накапливаются новые. Поэтому целесообразно дифференцированные группы комплектовать сначала по идентичности слабо сформированных умений учебной деятельности, и только после получения ощутимого результата этой деятельности перекомпановывать группы по идентичности накопленных ошибок и пробелов. 5. Разработка дифференцированных методик работы коррекционно – развивающих групп учителей. Это все виды учительских умений, необходимых для успешного решения задач обучения. А именно: умение ставить и реализовывать познавательные, развивающие и воспитательные цели обучения; отбирать материал к уроку и строить его в целенаправленную методическую систему; выделить и зафиксировать главное; адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся и направлять урок на формирование личностных качеств учащихся; использовать МПС, осуществлять связь с жизнью, опираясь на практический опыт школьников, распределить время урока, организовать самостоятельную работу, задействовать учащихся в работе. 6. Важным направление методической работы является проведение педагогических консилиумов по обсуждению причин затруднений в учёбе или отклонение в поведении отдельных учащихся, выработке стратегии по их устранению. На них, как правило, обсуждаются проблемы отдельных учеников и стратегии коррекционно – воспитательной работы с классом. Такие консилиумы проводятся в четырёх вариантах: - заседание консилиума, на котором присутствуют только работающие в этом классе учителя. Темами его обсуждения является анализ причин неуспеваемости учащихся, низкого качества знаний, отклонения в поведении и вырабатывается стратегия устранения негативных явлений, происходит обмен опытом и наблюдениями - заседания с приглашением учащихся. Содержание такого консилиума определяется двумя главными задачами: 1.Беседа с учащимися, направленная на выяснение скрытых причин и мотивов, затруднений в учёбе и отклонении в поведении; 2.Оказание морально - этической помощи ученику в их преодолении. При подготовке такого вида консилиума на первое место выходит продуманность мер по созданию благоприятного психологического климата, способствующего возникновению доверительного отношения учащегося к его участникам. Однако искушение поддаться эмоциям и обрушить на «нерадивого», «неудобного» и поступающего нежелательным образом ученика часто оказывается сильнее желания добиться основной цели такого консилиума - положительных сдвигов в отношении к учёбе и изменениям в поведении, одновременная агрессивная наступательная политика значительного количества объединённых обидами и неудачами взрослых может оказаться слишком сильным средством психологического воздействия на ребёнка и привести к одному из двух возможных результатов. Ребёнок психологически ломается, теряет веру в свои силы, в доброжелательности взрослых, в возможности понимания и оказания помощи. В этом случае он или ухудшает показатели, или совсем уходит из школы, или начинает бороться не собственными неудачами, а противодействует агрессивному давлению взрослых. Положение дел в этом случае усугубляется. Избежать этого можно, если заранее продумать не только меры создания и сохранения благоприятного психологического климата вплоть до интонаций и выражений лиц, но и весь план беседы. Должны быть чётко определены содержание и последовательность вопросов, способы возможного реагирования на различные формы поведения ребёнка на консилиуме. - Третий вид предусматривает участие родителей проблемного школьника. Единство позиций и действий в семье не менее важно единства и согласованности действий семьи и школы. Неудача в его проведении может превратить родителя - единомышленника во врага, который будет активно бороться на стороне ребёнка, но не на положительные изменения в нём, а против несправедливо поступающих с ним, как ему кажется, членов педагогического коллектива. Избежать этого можно, если заранее знать особенности семьи, условий её жизни и желание не перекладывать всю ответственность за воспитание и неудачи только на плечи родителей. - Четвёртый вид наиболее сложный с приглашением родителей и ученика. Встречаются представители трёх взаимодействующих сторон, каждая из которых обладает собственными целями, мнениями, установками, запасом накопленных обид, столкновений и поражений. Для избежания конфликтной ситуации необходима предварительная встреча с родителями, достижения единого понимания его задач, способ их решения, обсуждение содержания и характера планируемой беседы. Методическая работа школы не может отказаться и от традиционных её областей, связанных с анализом и устранением причин педагогических затруднений учителя, допускаемых им ошибок. Педагогические затруднения учителя подразделяются на три основные группы: Ошибки и затруднения, осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить; 2. Ошибки и затруднения, не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и захочет устранить при получении соответствующей помощи (уроки, беседы); 3. Ошибки, которые осознаются учителем, как безусловно правильные методические решения, изменять которые он считает неправильным и нецелесообразным. Учитель может осознавать неправильность осуществляемых им действий по неудовлетворительным результатам усвоения знаний и негативному отношению учащихся к учебной работе, но не осознавать сути допускаемых ошибок, или не знать способа правильного действия. Его затруднения могут носить тактический или стратегический характер. В первом случае качество обучения школьников снижается за счёт не умения учителя правильно выбрать или применить те или иные элементы педагогической техники, приёмы преподавания. Затруднения стратегического типа говорят о неумении учителя конструировать урок, определять его общие и частные цели, рационально отбирать содержание учебного материала, распределять время нацеливать урок на синхронное решение дополнительных задач, связанных с воспитанием и развитием у учащихся в процессе обучения. Наличие этих ошибок и затруднений часто связано не только с отсутствием у него аналитических, логических, прогностических, оценочных способностей, воображения и педагогической интуиции. Наличие тактических ошибок чаще всего связано с неотработанностью отдельных элементов методики преподавания. Всё это должны учитывать методические объединения учителей для совершенствования педагогического мастерства, особенно молодых коллег. Ещё раз хочется напомнить о том, что главным критерием методической работы является выработка умения ставить триединую цель урока, то есть что необходимо предпринять, сделать, организовать для достижения поставленной цели. Предлагаю вам памятку для учителя: «Как определить триединую цель урока?» • Проанализируй содержание темы и материала урока. Определи какие из познавательных (образовательных), развивающих и воспитательных целей на нём можно реализовать. • Оцени реальность их достижения разными по успеваемости и развитию учащимися, определи необходимость и характер использования дополнительных средств индивидуального воздействия, помощи. • Определи те приёмы и способы, которые будут способствовать реализации этих целей. • Отбери необходимые методические, дидактические и технические средства, наглядность. • Определи те критерии, признаки, показатели, по которым будешь судить о достижении цели, приготовь необходимые проверочные задания, тесты, средства обратной связи. Ещё одним важным направлением методической работы школы является выработка умений выявлять причины затруднений школьников. Эти причины могут лежать не только в познавательной, но и в эмоциональной сфере, вызывая одинаковое следствие: понижение качества обучения, формализм в знаниях или их отсутствие, отрицательное отношение к учёбе, потеря уверенности в своих силах. Назначая дополнительные занятия с учащимися, направленные на отработку определённого умения, не проявленного учащимися в ответе и выполнении контрольной работы, учитель чаще всего устраняет не причину, а её единичное следствие. Анализ работ учащихся показал, что неудовлетворительная оценка чаще всего оказывается полученной не за тот способ действия, сформированность которого проверялась данной контрольной работой, а за совокупность допущенных ошибок по всем разделам программы по предмету. Среди них ошибка в контролируемом способе может вообще отсутствовать, хотя на дополнительном занятии отрабатывался именно этот способ. Если ученик захотел «взяться за ум», добросовестно прослушал и выучил заданный материал по теме, а его усилия всё равно оценены неудовлетворительной отметкой, вряд ли стоит в дальнейшем рассчитывать на старательность ученика и его желание исправить положение с учёбой. Во вторых, эти ученики попали в список тех, кто должен был обязательно посетить дополнительное занятие на отработку умений правильно употребить знания . Таким образом, занятие оказалось беспомощным для большинства присутствующих на нем учащихся. Перегружая их учебными занятиями, оно только оторвало их от работы и не устранило индивидуальные ошибки и их причины. Поэтому свою методическую работу учитель должен направить на ознакомление его со всем перечнем причин, которые могут вызвать понижение результатов обучения. Анализ, проведённый среди учителей по этой проблеме показал, что такими причинами могут являться: - пробелы в знаниях; - формализм полученных знаний - неразвитость интеллектуальных функций - низкая работоспособность - конфликтные отношения - неразвитость общей и предметной речи(бедный словарный запас), вследствие чего учащийся не понимает объяснения учителя - низкая эрудиция и уровень методического мастерства - агрессивность и грубость учителя - отсутствие индивидуального подхода к учащимся, не знание их индивидуальных особенностей - нацеленность на предъявление предметных знаний в ущерб общему развитию и т. п. Отсутствие интереса к предмету или понимания его значимости можно выявить по наблюдениям за работой и реакциями учащихся на уроке. Важнейшим направлением методической работы является овладение навыками научной организации труда учителя (этому вопросу был посвящён педсовет прошлого года) Единственное, что я хочу сказать, реализация принципов НОТ требует синхронного формирования навыков рационального труда у учителя и учащихся. Не владеющий навыками НОТ учитель не может обучить им ученика. Поэтому овладение навыками и принципами НОТ является одним из важных направлений методической работы школы. Именно те формы, о которых говорилось выше, способствуют формированию профессиональной компетентности учителя. А профессиональная компетентность, как вы поняли, это высокий уровень развития следующих способностей; • коммуникативная (умение общаться). От неумения общения учителя - не умеют общаться ученики, • организационная • дидактическая: способность донести до ученика необходимую информацию • академическая: некоторые учителя обладают знаниями, но не могут их донести до ученика • речевая • авторитарная, то есть человек должен уметь подавлять волю других, но в меру. Проектировочно - конструктивные способности (умение поставить цель, прогнозировать ход, коррекцию результатов) Перцептивная (умение проникать во внутренний мир ребенка) Исследовательская (умение выделять проблему, делать анализ, синтез , выдвигать рабочую гипотезу) НА формирование и развитие данных умений и навыков у учителя и должна быть направлена работа всех методических служб школы, важнейшим звеном которых являются методические объединения.
|