Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном
развитии Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как
правило, по внеш проявлениям его индивидуально-психол особенностей,
служащих препятствием для нормального протекания уч.-воспитат.
процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения
ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к Т. д. относят
детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Оценка ребёнка как "трудного" отражает преим. мнение о нём родителей и
педагогов, а не его конкретные психофизиол. характеристики. Т. д. -
широкое обобщённое понятие, используемое в научной и гл. обр. в
науч.-популярной лит-ре, а также в пед. публицистике.
В отеч. психолого-пед. науках в 20- 30-х гг. 20 в. данным
термином обозначали практически всех детей, чьё обучение и воспитание
представляли значит, трудности. К Т. д. фактически относились все
аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К трудным относили
также беспризорников, малолетних преступников и др. детей, к-рых также
характеризовали как "морально дефективных". В работах П. П. Блонско-го,
Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда и др. было показано, что т. н.
моральная дефективность не является нек-рой, изначально присущей отд.
детям особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных
условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение
детей на нормальных и морально дефективных.
В совр. лит-ре трудными обычно называют тех детей, чьё
поведение резко о,т-клоняется от общепринятых норм и препятствует
полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним
"трудновоспитуемые дети", т. к. они наименее склонны следовать пед.
предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиц. пед.
воздействиям.
Одной из осн. причин, порождающих затруднения в воспитат.
процессе, являются психич. заболевания и т. н. пограничные состояния.
Ребёнок, страдающий, напр., психопатией или ранним дет. аутизмом,
безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и
его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории
трудных не вполне оправдано, т. к. подобные отклонения подлежат преим.
мед. коррекции. Если поведение ребёнка заставляет заподозрить наличие у
него нервно-психич. отклонений, необходимы консультации с
психоневрологом, невропатологом, дет. психиатром, к-рые выносят
квалифициров. диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие
его любые меры пед. коррекции могут оказаться неэффективными). В отд.
случаях рекомендуется индивидуальное обучение.
Нек-рые нарушения поведения могут быть вызваны врождёнными или
приобретёнными психофизиол. отклонениями, к-рые не относятся к психич.
заболеваниям. Это т. н. ранняя дет. нервность, проявления т. н.
алкогольного синдрома (возникающего вследствие алкогольной интоксикации
плода на пренатальной стадии развития). К т. н. нерезким психофизич.
нарушениям отно-сят также миним. мозговую дисфункцию, возникающую
вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних
этапах развития. Наиб, распространённым следствием этого нарушения
выступает т. н. гиперкинетич. синдром, к-рый вследствие дисбаланса
процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в
чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной
регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются
в индивидуальном подходе в воспитании с учётом особенностей их
психофизич. развития. В большинстве случаев скорректировать их
поведение удаётся при условии сочетания индивидуально подобранных мер
пед. воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.
В большинстве случаев мед. обследование Т. д. констатирует
нормальный уровень их психофизич. развития. Очевидно, что отклонения в
их поведении обусловлены внеш. факторами - социальными и пед.
Наиб, распространённая причина временных отклонений заключается
в недостаточном учёте со стороны родителей и педагогов возрастных
особенностей развития ребёнка. В отеч. дет. психологии установлено, что
индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования т. н.
стабильных и критических возрастов (см. Кризисы возрастные). В рамках
последних происходит переход ребёнка на качественно новый этап
развития, реализация формировавшихся ранее психич. новообразований. При
этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и
потребности ребёнка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более
неадекватные меры пед. воздействия. В такой ситуации критич. возраст
превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в
поведении ребёнка. В этом аспекте особенно значим т. н. кризис 3 лет,
когда формируется самосознание ребёнка, что требует иного к нему
отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках к-рого
ребёнок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие,
наоборот, продолжают относиться к нему как к маленькому. Многочисл.
исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся
личности критич. возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому
встречающееся иногда понятие "трудный возраст" достаточно условно; учёт
возрастных особенностей развития позволяет избежать мн. трудностей,
характерных не сколько для определённого возрастного этапа, сколько для
индивидуальной ситуации развития.
В ряде случаев нарушения уч.-воспитат. процесса бывают
порождены хронически неадекватными условиями пед. воздействия на
ребёнка. Неблагоприятный морально-психол. климат в семье часто является
той почвой, на к-рой возникают отклонения в развитии личности (см.
Запущенность педагогическая). Недостаточные либо чрезмерные требования
к ребёнку порождают его нежелание и неспособность воспринимать пед.
воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства пед.
требований со стороны родителей, при к-ром ребёнок попадает в
"воспитательный вакуум", будучи не в силах и не желая удовлетворять
противоречивым или даже взаимоисключающим ожиданиям взрослых.
Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит
к долговременному положит, эффекту: привыкнув подчиняться только из
страха, ребёнок легко идёт на любые проступки, стоит лишь страху
ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей
следует рассматривать комплексно, с учётом возможных ошибок воспитания.
Большую помощь в этом могут оказать семейная психол. консультация и шк.
психол. служба, где поведение ребёнка анализируется в контексте всей
совокупности условий его развития. Часто определённые меры
психотерапевтич. коррекции внутрисемейных отношений помогают решить
проблему трудного ребёнка.
Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности
играет шк. успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хронич.
отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к уч.
деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко
неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу,
демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. Нарушения пед.
такта, злоупотребление наказаниями и отри-цат. оценками лишь усугубляют
возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах
неуспеваемости и попытаться их устранить за счёт индивидуального
подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначит. успехи в учении
порождают позитивные сдвиги в поведении школьника.
Разл. нарушения поведения, из-за к-рых детей относят к трудным,
возникают либо вследствие нервно-психич. отклонений, подлежащих мед.
коррекции, либо чаще вследствие неблагоприятного сочетания факторов и
условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от
педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин
отклонений и разработке мер их устранения и преодоления. Важную роль в
этой работе призвана сыграть формирующаяся в совр. школе
психологическая служба.
|