Иногда понять своего ребенка бывает так же нелегко, как разгадать
загадку сфинкса или прочитать послание инопланетных пришельцев. Все
дело в том, что с годами мы теряем качества, определяющие восприятие и
мировоззрение ребенка. Отсюда непонимание, обычно именуемое банальным
конфликтом поколений. Многим родителям кажется порой, что наладить
гармоничные отношения с собственным ребенком невозможно. Его поступки
нелогичны, мотивы абсурдны, высказывания коробят родительское ухо.
Когда возникают подобные проблемы во взаимоотношениях, родителям
приходится тяжело. Но в еще более незавидном положении оказываются
дети.
Родителей
не выбирают, но зато их принимают или нет. Обычно это происходит в
период полового созревания ребенка. Он переосмысливает происходящее,
пытается взглянуть на родителей новым взглядом – взглядом взрослого
человека, равного им. Увы, некоторые дети в возрасте 10–14 лет не
считают своих родителей заслуживающими уважения и любви. Чтобы этого не
произошло, известный психолог-педагог Л.М. Фридман разработал
одиннадцать заповедей, которыми необходимо руководствоваться в
отношениях с детьми.
1. Принимай ребенка таким, какой он есть. Природа
создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в генном наборе
ребенка качества и свойства многих десятков предков, а не только прямых
родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые,
здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого
ребенка независимо от его качеств родители должны принять с любовью.
Ведь только безоговорочная любовь родителей поможет одним детям
сохранить и развить свою красоту, ум, здоровье, а другим –
скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.
2. Никогда не приказывай по прихоти. Не вмешиваться
в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
Изводить малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не
сможет отличать мелочь от серьезного проступка.
3. Никогда не принимай решения в одиночку. Каждый
родитель может вносить предложения, но принимать решения надо лишь при
достижении между родителями единогласия. И отец, и мать в равной
степени обладают правом вето. Когда дети достигли дошкольного возраста,
следует включать их в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны
получить право не только совещательного, но и решающего голоса в
семейном совете.
4.
Собственное поведение родителей – решающий фактор в воспитании детей.
Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от
них дети страдают больше, чем родители.
5. Больше разговаривай с ребенком. Чаще вызывай
детей на разговор о работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем
отпуске и т.д. Спорь с ребенком, но уважительно относись его к мнению.
Радуйся, что у детей возникают собственные взгляды, свои убеждения,
даже если они отличны от твоих. Умей признавать свою неправоту.
6. Не допускай никаких излишеств в подарках детям.
Реклама – этот бич. Дети, соблазнившись рекламой, осаждают нас. В
результате родители разучиваются отказывать детям, хотя порой отказ
приносит больше пользы, так как учит отличать необходимое от излишнего.
Излишество в подарках приучает ребенка к иждивенчеству.
7. Во всем нужно действовать собственным примером.
Личный пример, зовущий к подражанию, – единственный способ завоевать
уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку курить, если сам
родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки,
если мама неаккуратно и безвкусно одевается.
8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то
трудности, все делайте сообща. Семья – частная республика. Дети – члены
этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими.
Обязанности в семье необходимо распределять. Мать должна быть
организатором семейного дела, его руководителем, а не слугой. 9. В раннем детстве важно приучить детей к чистоте.
Поэтому следует установить особые правила уборки, которую должны
выполнять дети. В глазах твоих детей режим должен быть целесообразным и
разумным. Если ты требуешь, чтобы дети в определенный час сходились к
обеду и садились за стол вместе с другими членами семьи, то они должны
понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по
приготовлению обеда и уборке после него. Если ты требуешь, чтобы дети
не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это
необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых эти
продукты куплены. Ребенок должен понимать, что подобное требование не
пустая родительская прихоть.
10.
Держи двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать, что привязаны к
дому веревкой. Они должны быть свободными и должны чувствовать себя
свободными. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для
выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг.
Необходимо доверять детям, они должны научиться быть самостоятельными,
а ведь это совсем непросто. Надо помочь детям выработать у себя чувство
личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе,
уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют
запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованному
обсуждению всех семейных дел, дети ничего не будут скрывать от
родителей. Это даст родителям прекрасную возможность вовремя
предостеречь ребенка от необдуманных поступков.
11. Устранись в положенное время. Конечно, грустно,
когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло
время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им.
Одно из назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в
нем есть. Развить и отдать это лучшее на общее благо. Воспроизводство
жизни во всех ипостасях и ее изменение к лучшему – общая и конечная
цель совместной жизни мужа и жены. А дети, отделившись от вас, начав
свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того чтобы
жизнь никогда не кончалась.
|