Начало учебы для детей, впервые переступающих порог школы, –
это настоящий праздник. А вот родителям, которые ведут любимое чадо в
первый раз в первый класс, надо быть готовым к новым проблемам, заботам
и переживаниям.
В последнее время все больше говорят о влиянии школы на
здоровье детей. Учеба во вред здоровью? Этому можно противостоять? Как
ребенка подготовить к школе? Разбираемся со всеми вопросами по порядку.
Как это ни печально, но данные статистики доказывают: за время
обучения в школе у детей ухудшается зрение, нарушается осанка,
развиваются сколиоз, кариес, гастриты, а в самых тяжелых случаях даже
язва желудка. А про стрессы, невралгию, психические расстройства и
прочие "прелести", связанные с умственными перегрузками, можно и не
говорить.
Возникает
закономерная мысль: зачем нужна такая школа, которая калечит ребенка?
Не лучше ли найти частных преподавателей и перевести отпрыска на
домашнее обучение? Но, во-первых, возможность устроить домашнее
обучение есть далеко не у всех родителей, а во-вторых, ни для кого не
секрет, что для адекватного формирования личности и правильной
социальной ориентации ребенку просто необходим коллектив. Психологи
уверяют: "Лишать ребенка общения со сверстниками, эмоций, переживаний,
которые он получает благодаря школе, нельзя ни в коем случае".
Остается только вооружиться знаниями и помочь ребенку адаптироваться к учебному процессу.
Первое, на чем надо сосредоточить внимание, – подготовка к школе.
Малыши, прошедшие детский сад, проще привыкают к школьному укладу. Если
ребенок до школы большей частью находился дома, то его надо готовить
более тщательно. Не столь важно, умеет ли он читать и писать. Важнее
его психологический настрой, умение общаться со сверстниками и
состояние здоровья.
Задолго до 1 сентября (минимум за три месяца до события) родители
вместе с врачом, а еще лучше и с психологом должны решить: когда, как и
в какую школу ребенку идти.
1. Выбирай школу не по принципу престижа, а по
принципу удобства. Часто родители готовы отдать все, чтобы отправить
чадо в статусную гимназию, где с первого класса обучают пяти языкам, а
физику преподает профессор из университета. И забывают, что находится
она, к примеру, на другом конце города. А значит, несчастному малышу не
только придется с ранних лет привыкать к бешеным нагрузкам, но и
вставать ни свет ни заря, затемно возвращаться с занятий и садиться за
уроки, когда другие дети уже готовятся ко сну! И кого после этого
винить, что у ребенка нарушен режим сна и питания и что к концу
начальной школы у него уже появились первые признаки гастрита?
В соответствии с медицинскими нормативами от дома до школы должно
быть не более полукилометра пешком или не более 15 минут езды.
2. Не забывай, что каждый ребенок – это
индивидуальность, и разным детям по плечу разная ноша. Кто-то
схватывает все на лету, а кому-то необходимо детальное пояснение.
Надо честно признаться себе: потянет ли ребенок нагрузку в гимназии или, может, отдать его в школу с более простым расписанием?
Кроме того, малыш может быть просто не готов к школе. Иногда стоит
оставить ребенка на один год в подготовительной группе. И это вовсе не
будет значить, что у малыша замедленное развитие. Физиологи очень
хорошо знают, что существует расхождение между биологическим и
паспортным возрастом. Это расхождение может быть достаточно большим: от
полутора до двух лет.
3. Психологическая подготовка не менее важна. На
самом деле каждый ребенок готов к обучению, но он может быть не готов к
условиям, которые создает школа. И об этом нужно позаботиться до начала
обучения. Надо объяснить малышу, что такое школа. Пройти медицинское
обследование, обдумать, как ребенок будет добираться до школы, как
будет организовано его питание. А уже перед самым поступлением
подобрать удобную одежду, ранец, письменный стол и настольную лампу.
4. Многие школы работают по пятидневной учебной
неделе, хотя школьные планы по-прежнему рассчитаны на шестидневку.
Нехватку времени школьники компенсируют за счет сокращения сна,
уменьшения двигательной активности. 75% учащихся страдают гиподинамией.
Все это уже в школьные годы формирует патологию сердечно-сосудистой
системы, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистую дистонию.
Чтобы минимизировать подобные побочные эффекты, нужно учесть следующие нюансы:
1. За каким столом сидит ребенок? Посмотри, в какой
позе он смотрит телевизор, как сидит за компьютером, за обеденным
столом. Где его локти, где ноги, как держит ложку, как орудует ножом?
2.
Не перетруждается ли ребенок? Большинство проблем со здоровьем
происходит от перегрузок. Падает зрение, страдает психика, нарушается
обмен веществ. Подумай, не слишком ли много учится твой малыш? Может,
стоит устроить ему небольшие личные каникулы, немного отвлечь его?
Пусть ребенок отоспится, побудет на свежем воздухе, погоняет мяч...
Потом он все наверстает.
3. Не слишком ли мало он двигается? У детей
врожденная потребность к движению. А зачастую родители сами просят
освободить ребенка от физкультуры, ограничивают его активность,
запрещают гонять в футбол во дворе. И когда родители внушают детям, что
они слабенькие, хилые, что им не надо бегать или висеть на шведской
стенке, появляются так называемые психологические инвалиды. Страдает и
физическое, и нравственное здоровье.
Сложилось опасное заблуждение, что уроки физкультуры – это
несерьезно, важно, чтобы ребенок хорошо учился по другим предметам. Во
всех развитых странах физкультура – важнейший предмет, во многом
определяющий имидж школы. Запиши ребенка в группу лечебной физкультуры
и ходи на занятия вместе с ним, запишитесь в бассейн и просто побольше
играйте даже дома в подвижные игры! Главное – чтобы самым близким
другом ребенка не стал компьютер. 4. Правильно ли он питается? И в школе, и после
занятий – дома? К сожалению, школьное меню составляется без учета
физиологических потребностей детей. Очень часто вместо горячего питания
предлагается различная буфетная продукция. В организме ребенка
возникает дефицит белков, кальция, железа, витаминов. В результате
растет число анемий, заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Единственный выход – взять ответственность на себя. Проявить
инициативу, собрать деньги и организовывать хотя бы один раз в день
полноценный горячий обед для детей. Благо сейчас существуют специальные
фирмы, которые готовы ежедневно доставлять горячую и домашнюю пищу в
любое место!
Контролируй,
что ребенок ест и по возвращении из школы. Продумывай рацион ребенка на
неделю и старайся не отступать от заданной программы.
5. Правильно ли организован отдых ребенка? В
каникулярное время не надо придумывать лишних нагрузок – каких-то
дополнительных секций, репетиторов или больших заграничных путешествий.
Родители должны учитывать возможности детей к адаптации в новых
климатических условиях. Прежде чем принимать то или иное решение об
отдыхе, как следует подумай, посоветуйся с врачом, психологом. Каникулы
должны стать временем накопления сил и здоровья.
|