В возрасте 7-9 лет у школьников, как правило, хорошие отношения с
учителем. Ребёнок с радостью, открыто общается с ним. Делится своими
детскими тайнами. Учитель для него авторитет. И такие отношения очень
важны как для ребенка, так и для педагога. Однако родители детей этого
возраста, знают, что в школе между их детьми и учителем случаются
конфликты. Причины конфликтов могут быть различными. Это и чрезмерная
строгость педагога, шалости ребенка, не выполнение им каких-то заданий.
Конфликтные отношения могут быть вызваны завышенными требованиями к
ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны педагога.
Требования такого характера вызывают у ребенка постоянное чувство
<неуспешности>. Появляется эмоциональное напряжение, тревожность
в отношениях с учителем.
Какова бы не была причина конфликта, разрешение ситуации зависит от того, как поведут себя взрослые.
Дети
по-разному реагируют на конфликт с учителем. Но в этом возрасте,
ребенок редко решается открыто выразить свой протест взрослому. Просто
меняется поведение ребенка. Малыш может стать замкнутым, встревоженным,
неохотно говорить о школе. Возможна и другая реакция ребенка на
конфликт. Она проявляется в его агрессивном поведении, в чрезмерной
активности на уроке, в основе которой не столько желание ответить урок,
сколько быть замеченным учителем. Очень важно эти изменения не оставить
без внимания.
Конфликт ребенка с учителем нередко вызывает у
родителей чувство растерянности. Возникает вопрос <Что делать? На
чью сторону встать?>
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Если вы заметили, что ваш малыш стал замкнутым, встревоженным,
неохотно говорит о школе или отказывается идти в школу, жалуясь на то,
что у него болит голова, живот. Причиной может быть конфликт ребенка с
учителем. Прежде успокойтесь сами. Отнеситесь к конфликту как к
жизненной ситуации, в которой вашему ребенку предстоит научиться
отстаивать свое мнение, получить опыт разрешения конфликтов. Этот опыт
в старшем возрасте будет необходим ребенку при выстраивании своих
отношений в общении. Но сейчас ваш ребенок нуждается в помощи взрослых.
- Внимательно выслушайте своего малыша. Не пытайтесь вызвать у
ребенка чувство вины, даже если вы поняли, что в конфликте он виноват
сам. Малыш ждет от вас помощи, а не обвинений.
- Поддержите его словами <: я сожалею о случившемся:, сочувствую
тебе:>. Ребенок почувствует, что он не одинок, в трудной для него
ситуации.
- Даже если вы усомнились в правильности действий педагога,
желательно не говорить с ребенком и при ребенке о ваших сомнениях. Для
него очень важен авторитет учителя.
- Чтобы прояснить ситуацию постарайтесь встретиться с учителем,
заранее договорившись о встрече. Если вы придете неожиданно, педагог
может быть занят или не готов к серьезному разговору с вами.
- Желательно не начинать общение с педагогом с предъявления ему
претензий. Он, как и вы, огорчен случившимся. Обязательно скажите
учителю о переживаниях ребенка и своих переживаниях по поводу
произошедшего. Обсудите c учителем пути выхода из конфликтной ситуации.
За этим вы и пришли к учителю. Помогите ребенку и учителю восстановить
хорошие отношения.
- Если вам не удается изменить создавшееся положение, ситуация усложняется, тогда желательно обратиться к специалисту.
На конфликт с учителем ребенок может отреагировать не только
подавленным состоянием, но и повышенной активностью в школе. Малыш
разными способами стремится привлечь к себе внимание педагога: то на
уроке выкрикивает с места, то постоянно предлагает учителю помощь. Так
он пытается вернуть расположение учителя.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
- Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к
нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него
чувство тревоги.
- Можно дать ему поручение (вытереть доску, собрать тетрадки). Для ребенка это будет знаком вашего доверия.
- Если причиной такого поведения ребенка является недавний его
конфликт с учителем, то желательно после уроков наедине побеседовать об
этом с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его
личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности
ребенка.
Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к
нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него
чувство тревоги.
|