До
начала диалога со школой спросите себя: что в этой ситуации зависит лично от
меня? Каков может быть мой вклад в решение той или иной проблемы?
•Не требуйте от школы
больше, чем она может вам дать. Школа – это часть жизни ребенка. У
первоклассников – большая, у выпускников – меньшая... Позаботьтесь о
том, чтобы ваш ребенок жил интересной жизнью и вне школы, тогда
возможные школьные неуспехи не будут столь разрушительны для его личности.
•Учителя – как и все
люди – разные. Не обобщайте и не переносите свое недовольство на весь коллектив
школы. Наверняка среди педагогов есть те, с кем вы вполне найдете общий язык.
•При возникновении
неприятной ситуации, связанной с вашим ребенком, помните, пожалуйста, что вы
самый главный человек, от которого ваш ребенок ждет поддержки при общем
“разборе полетов”. Ваша задача здесь - прояснить ситуацию. А вот все “меры”
лучше принимать дома, после тщательного совместного обсуждения с сыном или
дочерью.
•Приходя в школу,
обязательно просите вести диалог на основании конкретных фактов, а не
личных впечатлений учителей. Постарайтесь собрать разнообразную информацию о
жизни ребенка и анализируйте ее сами.
•Попробуйте
также понять не только особенности поведения вашего ребенка в классе (школе),
но и общую атмосферу учебного заведения. Любые поступки детей
обязательно связаны с социальным контекстом, в котором он развивается. Не
торопитесь делать поспешные выводы, не поняв причины его поведения.
•Не принимайте
учительскую правоту априори. Естественно, не нужно обсуждать с ребенком только
негативные качества (поступки) учителей, попробуйте в каждом явлении находить
ту крупицу полезного, которая обязательно присутствует в нем. Учите
этому ребенка.
•Старайтесь регулярно
приходить на родительские собрания. По возможности просите классного
руководителя сообщить повестку собрания и его продолжительность.
•На самом собрании
поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы,
связанные с вашим ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с
учителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как
после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы
останутся невыясненными.
•Подумайте, чем вы
могли бы помочь школе или конкретному учителю? Не всегда эта помощь
должна выражаться в материальной поддержке. Возможно, вы располагаете важной
информацией, может быть, у вас есть возможность трудоустроить школьников на
лето. Вероятно, вы могли бы дать консультации по вопросам, связанным с вашей
профессиональной деятельностью, а может быть, вы в состоянии помочь школе в
тиражировании учебных материалов, обеспечении компьютерными программами?
•Ваше участие в жизни
школы обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту
образовательную среду, в которой он находится.
•И последнее. Для
того чтобы научить ребенка необходимым социальным навыкам, родители должны не
только рассказывать о них взрослеющему человеку, но и демонстрировать их на
практике.
Подумайте,
пожалуйста, какими видятся ребенку ваши деловые и личностные отношения с
учителями? Согласились бы вы, чтобы он строил взаимодействие с другими
людьми, воспользовавшись именно вашей моделью? Если да – то вас можно только
поздравить. Если нет – у вас еще есть время, чтобы что-то изменить.