|
Как разрешить конфликт с учителем?
Всякий конфликт возникает там, где существуют противоречия. Какие
противоречия у тебя могут быть с педагогом? По большому счету в
совместной деятельности у вас противоречий нет: цели, задачи, интересы
общие. Ты хочешь получить образование, учитель хочет тебе его дать.
Классический конфликт – это столкновение, борьба, соперничество
конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта соперничества нет. Вам
нечего делить.
Значит, педагогические конфликты – конфликты особого рода.
В чем их смысл? В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство
взрослости, хочешь быть признан в мире старших, а учителя не признают
тебя самостоятельным и обращаются с тобой (действительно или лишь в
твоем воображении) как с маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые»
права. Ответь себе честно: а в чем проявлялась твоя взрослость? В
нарочитой грубости, развязности, побегах с уроков? Тупиковый путь. Так
тебе не удастся заявить о себе, заставить поверить в самостоятельную,
ответственную личность. Учителя упорно будут продолжать считать тебя
неразумным младенцем, за которым нужен глаз да глаз, не то без
присмотра он наделает глупостей.
Ты возразишь: а если учитель резкий, способный унизить грубым словом,
издевательски высмеять, мне что, терпеть молча, ничего не сказать и не
сделать в ответ? И сказать, и сделать. Но что? Как поступить правильно?
Ответная грубость, прогулы не помогут, а осложнят твое положение.
Конфликт разрастется, в него окажутся втянуты родители и администрация,
ты превратишься в хулигана и злостного нарушителя дисциплины. Но выход
есть, причем соответствующий позиции взрослого, самостоятельного и
рассудительного человека.
В ответ на грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно,
исключительно вежливо скажи, что такое обращение оскорбляет твое
человеческое достоинство, является психическим насилием и нарушает
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Вот тебе подсказка: «Дисциплина в образовательном учреждении
поддерживается на основе уважения человеческого достоинства
обучающихся... Применение методов физического и психического насилия по
отношению к ним не допускается» (Закон «Об образовании», статья 15).
Покажи себя зрелым, знающим свои права человеком. Вот увидишь, учитель
посмотрит на тебя по-новому.
Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих
успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь
глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь учителя и сильно
повредишь самому себе, закрой глаза, сделай три глубоких вдоха,
сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и
встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать
ситуацию.
Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние
чувства. Если урок был для тебя интересным, скажи об этом учителю,
поблагодари его. Вам обоим будет приятно. Почему ты никогда не делаешь
этого? Боишься, что в классе тебя сочтут подлизой? А подавлять в себе
естественное доброе чувство разве не страшнее?
Как вести себя при возникновении конфликта?
В момент конфликтного столкновения остроту ситуации можно сгладить, а
можно форсировать. Если ты хочешь ее сгладить, избегай
«ТЫ-высказываний», пользуйся «Я-высказываниями». Не говори: «ТЫ
обманываешь!» Говори: «Я чувствую себя обманутым». Не нуди: «ТЫ подвел,
не принес мою книгу!» Скажи иначе: «Я в крайне затруднительном
положении без этой книги».
Остроту момента не всегда надо сглаживать. В каждом реальном случае
тебе виднее, как поступить. Ты считаешь, что для пользы дела конфликт
нужно форсировать? Переходи на «ТЫ-высказывания»: «ТЫ обманул...», «ТЫ
подвел...».
Избегай переходов на личности и обобщающих обвинений со словами
«всегда», «вечно», «никогда». При необходимости можно сказать: «Ты
подвел меня». Но нельзя говорить: «Ты вечно всех подводишь, на тебя
никогда нельзя положиться!». Можно: «Ты обманул меня... ты не сказал
мне правду...». Нельзя: «Ты лжец, врун, обманщик».
Почему нельзя так говорить? Потому что конкретный конфликт тут же будет
забыт. Начнется жестокая и бессмысленная перепалка. Оппонент будет
защищать свое самоуважение и вспоминать все случаи с самого первого
класса, когда он говорил правду и на него можно было положиться.
Отношения вконец испортятся, а ты ничего не добьешься. Правило:
обобщенные обвинения неконструктивны.
Если конфликты для тебя неприемлемы, если ты чувствуешь потребность
примирять противоборствующие стороны и сглаживать инциденты, не скрывай
эту потребность. Роль миротворца – самая благородная роль. Если можешь
помочь, не бойся, не стесняйся и не раздумывай. Помоги. В следующий раз
помогут тебе.
|
Категория: Ученикам | Добавил: admin (2008-12-03)
|
Просмотров: 819
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |