Потребность быть здоровым - основная потребность человека. И она должна быть
обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество
обязано создать минимум условий, призванных сохранять здоровье человека.
Общее здоровье человека складывается из здоровья психического, физического и
социального.
Ребёнок, рано утративший здоровье- это человек с комплексом проблем, ибо на
пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда, борьба с
которой может отнять все силы. Статистика заявляет, что 90% всех выпускников
покидают школу хронически больными, хотя пришли в школу здоровыми. Исследования
показали, что только за один год обучения в 1 классе школьник теряет около 20%
своего здоровья. Почему так происходит?
1) Большинство школьных зданий - коробки, спроектированные так, ребенок
чувствует себя в них некомфортно; он - одинокая песчинка, что противоречит
детскому самоощущению.
2) Гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности. Малая активность в
течение всего дня противопоказана всем детям, а особенно мальчикам. Прибавьте к
этому пыльные непроветриваемые класс, низкий температурный режим, неудобная
мебель, которая не учитывает рост ученика, неверное освещение, старые доски, с
которых ничего не видно.
3)Уроки физкультуры должны на всю жизнь воспитывать в человеке сознание великой
ценности здоровья, стремление его хранить, укреплять, делать зарядку. Посещать
спортивные мероприятия, вести здоровый образ жизни.
А на самом деле школьная
физкультура не только не помогает сохранять здоровье, но и нарушает его.
Почему?
а) 2 х уроков в неделю не
только недостаточно, но и вредно. Первая половина - малоподвижна, затем-
интенсивный урок, где ученику нагоняют пульс и давление, а после чего-
сидение в том же классе. Так расшатывается сердечно-сосудистая система.
Для нормального развития необходимо 4-5 уроков физической культуры в
неделю при условии утренней гимнастики.
б) В наших школах стали
преподавать не физкультуру, а спорт. Нормативы – вот что поставлено во
главу, вот что стало критерием оценки урока. А должно – снижение
заболеваний, укрепление здоровья.
в) Учебное расписание
должно учитывать работоспособность ученика. Но нагрузка учителей не
позволяет составить такое расписание.
г) Группы здоровья не
получают должного внимания. Дети получают либо ту же нагрузку, что и весь
класс, либо весь урок сидят на скамеечке. И как следствие - многие
симулируют нездоровье, критические дни, и.т д.
д) В школе сокращается
количество спортивных секций, клубов по интересам.
Педагоги стали меньше водить детей в туристические походы.
е) В спортивных залах нет
необходимого инвентаря, в школах мало проводится спортивных праздников.
ж) Школе важна не только
гигиена труда, но и особый психологический климат, потому что в школе
ребенок проводит 1/3 часть своей жизни.
4. В школе проведены исследования по изучению состояния
здоровья школьников, которые показали, что у них отмечается отрицательная
динамика всех показателей здоровья. Чаще стали регистрироваться хронические
заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические заболевания, отклонения в
нервно-психическом состоянии, стало больше детей с близорукостью, заболеванием
щитовидной железы. Хуже стало физическое развитие: чаще встречаются дети с плоскостопием,
сколиозом.
Здоровые школьники – 20% от общего количества, а среди старшеклассников – 10%.
От класса к классу возрастает число учащихся с отклонениями в здоровье, а
хроническая патология начинает уже формироваться с 12 лет, причем состояние здоровья
девочек находится на более низком уровне, чем у мальчиков
Если раньше отмечался рост числа детей с избыточной массой, то теперь идет
обратная тенденция, увеличивается число детей с недостаточной массой. Возросла
заболеваемость подростков, которая ограничивает выбор профессии; такая
ограниченность – около 30%.
«За время обучения в школе по России число детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата увеличилось в 1,5 раз, нервными болезнями в 2
раза, аллергическими в 3 раза, а близорукостью в 5 раз». Мероприятия по реализации программы «Здоровье» на 2007-2012 г
1. Ремонт отопительной системы .Создание нормального температурного режима
2. Приобретение недостающего спортивного оборудования
3. Выявление хронических заболеваний у учащихся. Анализ заболеваемости учащихся
за прошлый год, расследование причин школьных травм. Анализ ежегодного
медицинского осмотра учащихся 2, 5, 7 классов
4. Проведение традиционного месячника «Нравственно-правового воспитания и
профилактика вредных привычек»; участие в районном конкурсе «Мы вибираем
жизнь»; конкурс плакатов, рисунков;
проведение Дней здоровья; профилактические беседы по теме «Здоровье»; написание
и защита рефератов. Организация работы спортивных секций и кружков
5. Организация на базе школы спортивного отряда при лагере «Солнышко» в летнее
время, участие в работе лагеря при центре «Журавушка»
6. Проведение спортивных праздников: «Молодёжь и спорт против курения «Весёлые
старты»; первенство школы по волейболу; «Все за здоровьем»; Туристического
слёта; «Мама, папа, я – спортивная семья»;
7. Дальнейшее развитие органов детского самоуправления.
8. Развитие психологической службы
Ожидаемый результат:
1.Снижение роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений;
3 Повышение уровня медицинской грамотности родителей и учащихся;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчёркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других
социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остаётся
одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс
и реальное взаимодействие ребёнка, родителей, социума.
Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии
духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Семья – основа государственности. Стойкость или слабость государства зависит от
крепости или бессилия семьи. Для возрождения величия России нужно оздоровить
семью, увеличить её духовный потенциал, а это значит – воспитать достойного
семьянина.
Пытаясь сегодня найти новые пути решения этих проблем, школа ищет новые формы
взаимодействия с семьёй, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и
тех - же детей. Результат их деятельности может тогда быть успешным, когда
учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном
понимании, уважении, доверии, ответственности, на действиях в интересах
ребёнка.
У каждого человека должны быть дом, семья, где он должен быть счастлив. Именно
здесь человек находит сочувствие, понимание, теплоту.
Семья должна стать опорой, поддержкой в самые трудные периоды жизни. Близким
людям человек может доверить свою тайну, самые сокровенные мысли и чувства.
Каждая отдельная семья – уникальное объединение людей разных возрастов.
Благополучны и счастливы те семьи, где не разрывается связь поколений, где
сохраняются семейные традиции.
Цель программы:
1.Объединение усилий и повышение эффективности деятельности образовательного
учреждения, общественных организаций, семьи по проблемам семейного воспитания.
2.Координация профилактической работы образовательного учреждения, общественных
организаций по работе с социально-неблагополучными семьями. Задачи :
Личностные:
формирование уважения к
своим родителям, престарелым людям;
формирование готовности к
будущей семейной жизни и выполнение семейных обязанностей;
привитие жизненно-
необходимых навыков. Привычки к активному образу жизни, забота о своём
здоровье;
Задачи взаимодействия с
родителями:
формирование активной
педагогической позиции родителей;
вооружение родителей
необходимыми педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей
в деле воспитания детей.FONT>
Задачи взаимодействия с
общественными и государственными организациями:
привлечение внимания к
проблемам семейного воспитания;
реальная помощь в работе с
социально-неблагополучными семьями.
Ожидаемый результат:
1. вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
2. расширение воспитывающей среды;
3. улучшение взаимоотношений родителей, учителей, детей в ходе совместной
деятельности;
4. возрождение и формирование семейных традиций.
Особенности семейного воспитания
Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. В семье ребёнок
получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном
уровне родителей- продолжает познавать мир. Семья –это определённый
морально-психологический климат, это школа отношения с людьми. Именно в школе
складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об отношении
к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок
переживает чувства любви, дружбы, долга , ответственности, справедливости…
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья
представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители
двух, трёх , а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные
ориентации, различные критерии оценки жизненных явлений, различные идеалы,
точки зрения, жизненные позиции. И не смотря ни на что, все члены семьи вместе
отдыхают, вместе работают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники,
создают семейные традиции, вступают в разные по характеру взаимоотношения.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего
человека: в семье ребёнок включается во все важные виды деятельности-
интеллектуально – познавательную, трудовую, общественную,
художественно-творческую, игровую, свободного общения. Он проходит все этапы:
от элементарных действий до сложнейших социально и личностно значимых форм
поведения.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон. Его влияние человек
испытывает всю жизнь, даже тогда, когда он находится вне дома.
Однако семья таит в себе ряд определённых сложностей. Наиболее
распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые
необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать
следующие:
Неадекватное воздействие
факторов материального порядка(избыток, недостаток) вещей, приоритет
материального благополучия над реализацией духовных потребностей,
дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения,
избалованность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
Бездуховность родителей,
отсутствие стремления к духовному развитию детей;
Авторитаризм или крайний
либерализм, безнаказанность, вседозволенность;
Наличие аморального стиля в
семье;
Отсутствие нормального
психологического климата в семье;
Фанатизм в любых его
проявлениях(религиозный, политический, страсть к накопительству денег,
вещей и другое)
Безграмотность родителей в
психолого-педагогическом отношении ( отсутствие целенаправленности
воспитания, беспринципность, противоречивость, физические наказания,
причинение детям тяжёлых нравственных страданий) Противоправная
деятельность взрослых
Принципы семейного воспитания:
дети должны расти
воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
родители должны принимать
ребёнка таким , каким он есть и способствовать его развитию;
воспитательное воздействие
должны учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности детей;
личность родителей- модель
для подражания детей;
воспитание должно строиться
с опорой на положительное в растущем человеке
Мероприятия по реализации программы «Семья – это семь Я» на 2007-2012 г
1. Изучение семей учащихся
2. Работа с родителями
Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы
- создание Управляющего Совета школы;
- организация работы родительского комитета классов, общешкольного
родительского комитета;
- работа родительского патруля;
- проведение дней открытых дверей
3. Совместная работа с учащимися и родителями
Спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Папа, мама, я –
туристическая семья».
Проведение практических занятий: Конкурс школьных сочинений «Моя семья»; Выпуск
школьных газет; Публикации в СМИ статей о лучших семьях; Выставки семейного
творчества; Конкурс рисунков; Привлечение родителей к проведению внеклассных
мероприятий.
4. Работа школьного музея: Сбор материала о выпускниках школы, проведение
экскурсий
5. Проведение совместных праздников: Международный женский день; Новый год;
День защитников Отечества; День Победы; Проведение концертов, утренников,
праздников, часов общения.
7. Работа с педагогическими кадрами: Проведение семинаров «Содержание и формы
работы с родителями»; педсовета «Взаимодействие
семьи, школы, общественных и государственных организаций»
8. Реализация школьных программ: «Здоровье»; программа патриотического
воспитания «Быть гражданином»; «Семья – это семь Я»
Работа школы с социально-неблагополучными семьями:
Составление социального паспорта класса
Составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных,
социально-неблагополучных семей
Обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных,
неблагополучных семей.
Адресная материальная помощь малообеспеченным семьям
9. Работа с социумом:
Проведение акций: «Мы выбираем здоровье»; «Мой двор
10. Работа с проблемными семьями .
- Семьи, в которых есть опекаемые дети
- Многодетные семьи.
- Неполные семьи
- Проблемные семьи
- Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями.
- Малообеспеченная семья.
11. Работа с семьёй в системе дополнительного образования
- Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки, спортивные .
- Привлечение родителей для ведения мини- кружков по
интересам
- Проведение совместных концертов, выставок
Ожидаемые результаты:
1. Активизация работы с родителями;
2. Снижение количества социально-неблагополучных семей ;
3. Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании и образовании детей.
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ "БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ"
Обоснование проблемы.
11 июля 2005 года правительством Российской Федерации принята Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы». Программа является продолжением государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
С целью усиления работы по патриотическому воспитанию, реализация программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»,
управление образования разработало мероприятий по реализации основных
направлений деятельности на 2007-20102годы.
Запланированная работа направлена на решение широкого спектра проблем
патриотического воспитания и признана придать ему дальнейшую динамику,
обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Содержание проблемы и необходимость продолжения её решения программными
методами.
Основные задачи патриотического воспитания в учреждениях образования последние
годы решались в ходе реализации районной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было
создание системы патриотического воспитания.
В настоящее время такая система в своей основе сложилась. В школе создан и
работает музей, клуб «Родина», ежегодно проводятся месячники оборонно-массовой
спортивной работы. Традиционно в мае проводятся дни Памяти, мероприятия,
посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, в течение
года дни воинской Славы, краеведческие конференции, работают отряды
«Милосердия».
Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического
воспитания сделано еще не все.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на
решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными
методами, и об актуальности этой работы.
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является совершенствования системы патриотического
воспитания, формирование у школьников высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы патриотического воспитания;
- шире привлекать к участию в патриотическом воспитание детские объединения,
ветеранские организации;
- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях,
превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность
с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей
России.
Основные направления реализации Программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения детей и молодежи в образовательных
учреждениях как интегрирующих центров совместной воспитательной деятельности
школы, семьи и общественных организациях (объединениях).
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания. Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания
предусматривается:
- обогащение содержания патриотического воспитания;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых
информационных технологий;
- усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных
дисциплин;
- воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и
государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем
нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе
патриотического воспитания.
2. Использование государственных символов России в патриотическом
воспитании:
- проведение районных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций
по вопросам патриотического воспитания школьников с использованием
государственных символов России:
- организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики
России, порядка официального использования государственного флага, герба и
гимна Российской Федерации;
- информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического
воспитания по вопросам использования государственной символики России в
воспитательной работе.
Мероприятия по реализации программы патриотического воспитания «Быть
гражданином» на 2007-2012 гг
1. Проведение краеведческой конференции «Башкортостан в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг.»
2. Фестиваль «Салют Победы»
3. Участие в смотре-конкурсе школьных музеев, аккредитации школьных музеев.
4.Пополнение экспозиции музея.
5. Организация работы поисковых групп
6. Проведение мероприятий, посвященных:
- 300-летию Полтавской битвы
- 150-летию окончания Крымской войны
- 100-летию создания отечественного подводного флота
7. Мероприятия по совершенствованию работы организаторов патриотического
воспитания: организация работы семинаров, круглых столов и т.д.
8. Историко-патриотические мероприятия: «Вахты Памяти,организация и проведение
«Деня призывника»
9. Участие в районных спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях , районных
Туристических слетах
10.Организация встреч молодежи, ветеранов России, военнослужащих
11.Организация работы отряда «Милосердие, возрождение тимуровского движения по
оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой
Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, организация операций «Забота»
12. Подготовка и проведение циклов презентаций «Запомни их имена», «Они
сражались за Родину», «Эхо далекой войны» и др.
13. Формирование фонда записей на электронных носителях
художественно-патриотических литературных, музыкальных произведений,
образовательных программ по отечественной истории, науки, техники, культуры
14. Создание на базе школьных музеев постоянно действующих выставок и
передвижных экспозиций, посвященных истории государственных и военных символов
России
15. Подготовка и проведение конкурсов:
- на лучшее знание государственной символики России среди школьников
16. Организация работы кружка «Подросток и закон»
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества, противодействие
попыткам фальсификаций событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2. Активизация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании
подрастающего поколения
3. Активизация работы школьного музея
4. Дальнейшее развитие и совершенствование форм организации юных патриотов
5. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание
необходимости увековечения памяти об участии российских событиях истории
Отечества
6. Сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события
7. Сохранение памяти о подвигах российских воинов-защитников своего Отечества
8. Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к
государственной символике России, области, района
9. Формирование у молодежи системы знаний, уважения и интереса к
государственным символам России
В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными.
Дети из этих семей, как правило, плохо учатся, совершают антиобщественные
поступки. К наиболее острым проблемам таких семей относятся: формальны характер
взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога
родителей за здоровье, учёбу, за будущее детей, но многие родители не могут
научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы. На фоне
семейных конфликтов очень часты разводы, скандалы. Ребёнок, находящийся в
неблагополучной семье успевает приобрести сомнительный опыт асоциального
поведения, что калечит душу, психологически ломает его. В каждом классе есть
семьи, где дети, могут находиться в трудной жизненной ситуации, проблемные
семьи, где имеют место физическое насилие, психологическое давление на ребёнка,
где не обеспечена безопасность всех членов семьи, существует пренебрежение
между членами семьи, нет связи между семьёй и школой
Большинство детей попадают в группы риска в подростковом возрасте. Подросток
ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания
к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей, сверстников. «Подростку
на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает
необходимым принять угрожаюше- защитную позу, в любом слове и движении ему
видятся чуждые и враждебные силы.» А.С. Макаренко.
Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и социальной
адаптации.
Профилактическая работа- процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во
времени.
Цель программы:
ранняя профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи:
1. социальная, педагогическая, психологическая поддержка детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
2. создание условий, обеспечивающих нормального развития детей;
3.своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся в
подростковом возрасте.
Продуманны и скоординированный план работы с трудными школьниками определяет
успех в предотвращении правонарушений и преступлений.
В системе профилактической деятельности школы выделяем два направления:
1.меры общей профилактики:
- вовлечение всех учащихся в жизнь школы.
2. Меры специальной профилактики:
- выявление учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании;
- проведение работы на индивидуальном уровне.
Мероприятия по реализации программы по профилактике правонарушений и
безнадзорности среди несовершеннолетних на 2007-2012 гг
1. Совместная работа с Калининским РОВД
Встречи состоящих на учете подростков и их родителей с инспектором по делам
несовершенно летних, участковым инспектором.
Индивидуальные и групповые беседы администрации школы с пед. неблагополучными
подростками.
Тематические беседы и встречи с работниками РОВД, наркологами.
Выявление учащихся, склонных к правонарушениям, употреблению наркотиков.
Совместно с членами род. комитета, работниками милиции проводить рейды по
изучению занятости уч-ся школы во внеурочное время, выполнении уч-ся режима
дня.
Своевременно проводить обследование детей, нуждающихся в медико-
педагогогической поддержке.
2. Работа с родителями:
- Проведение родительского лектория
- Проведение единого родительского урока по теме « Подросток. Наркотики.
Ответственность»
- Учет неблагополучных семей и семей, оказывающих отрицательное влияние на
детей
3. Работа с учащимися
- Проведение классные часы, бесед, встреч по правовой тематике.
- Проведение месячника правовой культуры и нравственного поведения
- Продолжить работу кружка «Подросток и закон»
- Проведение дней правопорядка.
- Вовлечение большего кол-ва уч-ся к занятиям в кружках, секциях, филиалах
худ., спорт, школ, оказывая особое внимание детям, состоящим на учете в ОДН.
5. Работа с кадрами: организация и проведение семинаров для классных
руководителей по охране детства, профилактике правонарушений;
Ожидаемые результаты:
1.Активизация работы с родителями, общественностью по вопросам профилактики
сред несовершеннолетних.
2.Снижение количества социально-неблагополучных семей и детей «группы риска»
3. Отсутствие преступлений и уменьшение правонарушений среди
несовершеннолетних.
4. Осознание значимости
ведения здорового образа жизни.