ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 112
1. Общие положения.
Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об
образовании», постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 854, Типовом
положением об общеобразовательном учреждении, на основе
тарификационно-квалификационной характеристики классного руководителя, утвержденной
приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по
согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17
августа 1995 года №46). При составлении инструкции учтены также:Примерные рекомендации об организации службы
охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования РФ,
утверждённые приказом Минобразования РФ от 27 февраля 1995 года №92, «Методические рекомендации об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений».
Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными
задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном
учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в
решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого
возложены функции классного руководителя (далее — классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об
общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее — Типовое положение), на
педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия
приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися
в классе. Класс — группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих
одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом
общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями
к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178—02
(введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом
России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением
наполняемость класса составляет 25 человек.
Классный
руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
Классный
руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления
к стажу педагогической работы.
Классный
руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по
воспитательной работе.
В своей
деятельности классный руководитель руководствуется Конвенцией о правах ребёнка.
Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ,
решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования
и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами
школы, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором, приказами и
распоряжениями директора школы.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного
руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности
обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи классного руководителя:
- формирование и развитие
классного коллектива
- создание ситуации защищенности,
эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности
- организация системы отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива
- создание условий для
индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности,
сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
- защита прав и интересов
обучающихся
- организация системной работы с
коллективом класса
- гуманизация отношений между
обучающимися в коллективе
- формирование нравственных
смыслов и духовных ориентиров
- организация социально-значимой,
творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие
ученического самоуправления
- установление и поддерживание
связи школы с родителями
3.Функции классного руководителя
Деятельность
классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и
ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Классный руководитель в своей
деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующая:
- установление связи
общеобразовательного учреждения и семьи, содействие в организации родительского
всеобуча
- организация, в случае
необходимости, психолого-педагогической консультации родителям, испытывающим
затруднения в воспитании детей
- организация материальной помощи
через систему социальной защиты населения семьям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации
- взаимодействие с
учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами
общеобразовательного учреждения (социальным педагогом, старшим вожатым,
педагогом-психологом, медицинским работником, логопедом, школьным библиотекарем)
и организация своевременной помощи этих специалистов детям, нуждающимсяв такой помощи
- учет и стимулирование
разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного
образования детей
- индивидуальное воздействие и
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами
этой деятельности
- ведение документации (классный
журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя,
социальный паспорт класса, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, план работы с детьми, состоящими на особом контроле, «дневники
наблюдений» за «трудными учащимися»)
2. Коммуникативная:
- регулирование межличностных
отношений между обучающимися
- установление субъект-субъектных
отношений между учителем и обучающимися
- содействие общему
благоприятному психологическому климату в коллективе
- оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств
3. Аналитико-прогностическая:
- изучение условий воспитания
детей в семье, составление социального паспорта класса, а также семей учащихся,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- изучение индивидуальных
особенностей обучающихся и динамики их развития, взятие под контроль детей,
требующих к себе особого внимания
- определение состояния и перспектив
развития классного коллектива
4.
Контрольные:
-контроль
за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных
занятий обучающимися.
4.Формы работы классного руководителя
В
соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
индивидуальные (беседа,
консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный
поиск решения проблемы и др.)
групповые (творческие
группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При
выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и
основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед
общеобразовательным учреждением
учитывать принципы
организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности
обучающихся, внешние условия
обеспечивать целостность
содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности
обучающихся класса.
5. Права и обязанности классного руководителя
Классный
руководитель имеет право:
- получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей
- контролировать успеваемость
каждого ученика
- контролировать посещаемость
учебных занятий детьми
- координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также педагога-психолога,
социального педагога)
- организовывать воспитательную
работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов»,
педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий
- выносить на рассмотрение
администрации предложения, согласованные с коллективом класса
- приглашать для беседы родителей
(или лиц их замещающих)
- по согласованию с администрацией
общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, в психолого-педагогическую комиссию, отдел по охране прав
детства при комитете по образованию администрации Калининского района
- получать помощь от
педагогического коллектива общеобразовательного учреждения
- определять индивидуальный режим
работы с детьми, исходя из конкретной ситуации
- вести опытно-экспериментальную
работу по проблемам воспитания
- участвовать в управлении школой
в порядке, определяемом Уставом школы;
- на защиту профессиональной
чести и достоинства;
- знакомится с жалобами и другими
документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- защищать свои интересы
самостоятельно и (или) через представителя, в том числе
адвоката, в случае
дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с
нарушением учителем норм профессиональной этики;
- на конфиденциальность
дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев,
предусмотренных законов;
- свободно выбирать и
использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы,
учебники;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной
основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае
успешного прохождения аттестации;
- давать обучающимся во время
занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий
и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной
ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях
и взысканиях обучающихся школы.
Классный
руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
- организует в классе
учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного
потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива
- устанавливает контакты с
родителями и оказывает им помощь в воспитании детей (лично, через психолога,
социального педагога)
- владеет современными
технологиями воспитания
- осуществляет изучение личности
каждого обучающегося в классе, его
склонностей, интересов, посещает
квартиры учащихся (не менее 5-6 квартир учащихся в месяц)
- создает благоприятную
микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе
- способствует развитию у
обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие
в общении с товарищами, учителями, родителями
- направляет самовоспитание и
саморазвитие личности обучающегося,вносит необходимые коррективы в систему его воспитания; осуществляет
помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой
успеваемости, организует их устранение
- содействует получению
дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций,
объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей
и по месту жительства
- обновляет содержание жизни
коллектива класса в соответствии с возрастными
интересами обучающихся и
требованиями жизни общества; соблюдает права и свободы обучающихся
- решает
задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов
характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и
самосовершенствования; совместно с социальным педагогом, учителями планирует
индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу
доверия и взаимоподдержки в классе; ведет дневник наблюденияза «трудными» учащимися
- совместно с органами
самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду
здорового образа жизни; проводит
физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие
укрепления здоровья обучающихся в классе
- ведет в установленном порядке
документацию класса, контролирует заполнение
обучающимися дневников и
проставление в них оценок;
- поддерживает постоянный контакт
с родителями обучающихся (лицами их
заменяющими);
- планирует и организует
воспитательную работу класса в учебное и каникулярное
время;
- обеспечивает безопасное
проведение образовательного процесса;
- оперативно извещает
администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой
доврачебной помощи;
- вносит предложения по улучшению
и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до
сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении
образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность
организма обучающихся;
- проводит инструктаж обучающихся
по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной
регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
- организует изучение
обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в
быту, на воде и т.д.;
- соблюдает Устав и Правила
внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;
- соблюдает законные права и
свободы обучающихся;
- участвует в работе
педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
- проходит периодическиемедицинские обследования;
-соблюдает
этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие
общественному положению учителя;
- систематически повышает свою
профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических
объединений и других формах методической работы.
6.Ответственность
Классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время проводимых им мероприятий; за нарушение прав и свобод обучающихся.
За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов,
законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных
настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав,
классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых
обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено
увольнение.
За применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над
личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с
трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный
поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
За нарушение правил пожарной безопасности,
охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного
процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности
в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
За виновное причинение школе или участникам
образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей классный руководитель несет материальную
ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
7. Взаимоотношения.
Связи по должности
Классный руководитель:
- работает по графику,
составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором
школы;
- заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей;
- самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую
учебную четверть; план работы утверждается заместителем директора школы по
воспитательной работе не позднее 5 дней с начала планируемого периода;
- представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный
отчет о своей деятельности объемом не более 5 машинописных страниц в течении 5
дней по окончании каждой учебной четверти
- получает от администрации
школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами;
- работает в тесном контакте с
учителями, родителями обучающихся
(лицами их заменяющими);
систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою
компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
8.Критерии оценки
осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя
можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и
деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого
достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и
дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию
управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной
работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками,
работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного
процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного
учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и
общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).