В помошь учителю [17]
Для родителей [28]
Ученикам [17]
Нормативные документы [12]
ЕГЭ [15]
[2009-03-24]
Воспитание толерантности (1)

[2009-03-24]
Если ребенок не похож на других детей (2)

[2009-03-24]
Дети-изгои. Помощь родителям (0)

[2009-03-24]
Отверженные дети в начальной школе (0)

[2009-03-24]
Дети-изгои. Помощь родителей (0)

[2009-03-24]
Родителям о детской отверженности (0)

[2009-03-24]
Проблема детской отверженности (0)

[2009-02-11]
Перечень вступительных испытаний в 2009 году (0)

[2009-02-11]
Дата проведения ЕГЭ в Уфе (1)

[2009-02-11]
Памятка по ЕГЭ (0)

Нравится вам наш сайт
1. очень
2. нравится
3. можно и лучше
4. нет
Всего ответов: 406
Главная » Статьи » Нормативные документы

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 112

1. Общие положения.

 

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 854, Типовом положением об общеобразовательном учреждении, на основе тарификационно-квалификационной характеристики классного руководителя, утвержденной приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 года №46). При составлении инструкции учтены также:  Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования РФ, утверждённые приказом Минобразования РФ от 27 февраля 1995 года №92, «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее — классный руководитель).

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее — Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Класс — группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178—02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.

          Классный руководитель  назначается и освобождается от должности директором школы.

Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.

Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конвенцией о правах ребёнка. Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы. 

 

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

 

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи классного руководителя:

- формирование и развитие классного коллектива

- создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности

- организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива

- создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей

- защита прав и интересов обучающихся

- организация системной работы с коллективом класса

- гуманизация отношений между обучающимися в коллективе

- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров

- организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления

- установление и поддерживание связи школы с родителями

 

3.Функции классного руководителя

 

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

 

 

Функции  классного руководителя:

1. Организационно-координирующая:

- установление связи общеобразовательного учреждения и семьи, содействие в организации родительского всеобуча

- организация, в случае необходимости, психолого-педагогической консультации родителям, испытывающим затруднения в воспитании детей

- организация материальной помощи через систему социальной защиты населения семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения (социальным педагогом, старшим вожатым, педагогом-психологом, медицинским работником, логопедом, школьным библиотекарем) и организация своевременной помощи этих специалистов детям, нуждающимся  в такой помощи

- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей

- индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности

- ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, социальный паспорт класса, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, план работы с детьми, состоящими на особом контроле, «дневники наблюдений» за «трудными учащимися»)

2. Коммуникативная:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися

- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимися

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

3. Аналитико-прогностическая:

- изучение условий воспитания детей в семье, составление социального паспорта класса, а также семей учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, взятие под контроль детей, требующих к себе особого внимания

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива

4. Контрольные:

-контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

4.Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

 

 

5. Права и обязанности классного руководителя

 

Классный руководитель имеет право:

- получать информацию о психическом и физическом здоровье детей

- контролировать успеваемость каждого ученика

- контролировать посещаемость учебных занятий детьми

- координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также педагога-психолога, социального педагога)

- организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий

- выносить на рассмотрение администрации предложения, согласованные с коллективом класса

- приглашать для беседы родителей (или лиц их замещающих)

- по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-педагогическую комиссию, отдел по охране прав детства при комитете по образованию администрации Калининского района

- получать помощь от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения

- определять индивидуальный режим работы с детьми, исходя из конкретной ситуации

- вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания

- участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

- на защиту профессиональной чести и достоинства;

- знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

- защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе

адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законов;

- свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники;

- повышать квалификацию;

- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;

- давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

 

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

- организует в классе учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива

- устанавливает контакты с родителями и оказывает им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога)

- владеет современными технологиями воспитания

- осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе, его

склонностей, интересов, посещает квартиры учащихся (не менее 5-6 квартир учащихся в месяц)

- создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе

- способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями

- направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося,  вносит необходимые коррективы в систему его воспитания; осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение

- содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства

- обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными

интересами обучающихся и требованиями жизни общества; соблюдает права и свободы обучающихся

- решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования; совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе; ведет дневник наблюдения  за «трудными» учащимися

- совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду

здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укрепления здоровья обучающихся в классе

- ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение

обучающимися дневников и проставление в них оценок;

- поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами их

заменяющими); 

- планирует и организует воспитательную работу класса в учебное и каникулярное

время;

- обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

- оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;

- проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

- организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;

- соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;

- соблюдает законные права и свободы обучающихся; 

- участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

- проходит периодические  медицинские обследования;

-          соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

 

6.Ответственность

 

Классный руководитель несет ответственность за  жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий;  за нарушение прав и свобод обучающихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

7. Взаимоотношения. Связи по должности

 

Классный руководитель:

- работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

- заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей;

- самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть; план работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

- представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более 5 машинописных страниц в течении 5 дней по окончании каждой учебной четверти

- получает от  администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

- работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся

(лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

 

 

8.Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Категория: Нормативные документы | Добавил: admin (2008-12-03)
Просмотров: 2649
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[2011-10-10]
Положение о проведении Конкурса проектов «Если бы я был Президентом» (0)

[2011-10-10]
Положение о проведении выставки-конкурса "Мой домашний любимец" (0)

[2011-09-22]
Мониторинг педкадров (0)

[2011-09-19]
План воспитательной работы 2011-12 (0)

[2011-04-04]
ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ (дарение в общественных целях) (0)

[2011-02-16]
Задание по русскому языку и литературе 5б класс (0)

[2011-01-11]
Итоги II этапа Международной олимпиады по основам наук (0)

[2010-10-07]
Регламент проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады (0)

[2010-10-02]
Ключи к заданиям (литература) (0)

[2010-10-02]
Ключи к заданиям (физика) (0)

МОУ СОШ №112 © 2024